Продолжение разговора с молодым учителем о том, как научить ребенка думать.
Изучением психического развития ребенка занимается психология. Учителя на уроке, а родители дома стараются создать условия для развития ребенка в процессе обучения. “Психическое развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов”- пишет В.В.Давыдов (“Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.с.6). У младшего школьника основной вид деятельности – учеба. Значит учебная деятельность и есть ведущий фактор развития. Деятельность школьника организуется с помощью учебных заданий, упражнений. Отсюда делаем вывод: острый, гибкий ум ребенка формируется через специально подобранные упражнения к уроку, с любовью и доброжелательно поданные ему.
Сегодня предлагаю поговорить только о заданиях на моделирование, развивающих свободу, самостоятельность мысли, способность ребенка разбираться в сложных ситуациях.
Смысл моделирования заключается в замещении одних объектов другими в определенном отношении так, что исследование последних (то есть модели) и позволяет узнать новое о замещенных объектах. Приведу пример моделирования или перевода задачи с языка слов на язык образов: “Мебельная фабрика за квартал выпустила шкафов в 3 раза больше, чем кроватей, а столов на 170 штук больше, чем шкафов, но в 2 раза меньше, чем диванов. Сколько штук каждого вида мебели выпущено, если всего выпущено 2460 штук мебели?”
Для решения этой непростой задачи и любой другой, ученику надо уметь переходить от текста к представлению ситуации, а только потом к записи решения с помощью математических символов. Так вот, все эти три модели (текст задачи, чертеж, запись решения) и есть различные модели одного и того же объекта – задачи. Графическое моделирование задачи, позволяет ребенку понять ее суть, оставить только те, детали, которые непосредственно нужны для ее решения. Отношения, связи рассматриваемые в задаче (“в 3 раза больше”, “в 2 раза меньше”, “на 170 больше”), ребенок демонстрирует наглядно с помощью отрезков: