воскресенье, 21 февраля 2010 г.

Силу уму дают упражнения, а не покой

Продолжение  разговора с молодым учителем о том, как научить ребенка думать.

Изучением психического развития ребенка занимается психология. Учителя на уроке, а родители дома  стараются создать условия для развития ребенка в процессе обучения. “Психическое развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов”- пишет В.В.Давыдов  (“Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.с.6). У младшего школьника основной вид деятельности – учеба. Значит учебная деятельность и есть ведущий фактор развития.  Деятельность школьника организуется с помощью учебных заданий, упражнений.  Отсюда делаем вывод: острый, гибкий ум ребенка формируется через специально подобранные упражнения к уроку, с любовью и доброжелательно поданные ему. 

Сегодня  предлагаю поговорить только о заданиях на моделирование, развивающих свободу, самостоятельность мысли, способность ребенка разбираться в сложных ситуациях. 

Смысл моделирования заключается в замещении одних объектов другими в определенном отношении так, что исследование последних (то есть модели) и позволяет узнать новое о замещенных объектах.   Приведу пример моделирования или перевода задачи с языка слов на язык образов:  “Мебельная фабрика за квартал выпустила шкафов в 3 раза больше, чем кроватей, а столов на 170 штук больше, чем шкафов, но в 2 раза меньше, чем диванов. Сколько штук каждого вида мебели выпущено, если всего выпущено 2460 штук мебели?”

Для решения этой непростой задачи и любой другой, ученику  надо уметь переходить от текста к представлению ситуации, а только  потом к записи решения с помощью математических символов. Так вот, все эти три модели (текст задачи, чертеж, запись решения) и есть различные модели одного и того же объекта – задачи. Графическое моделирование задачи, позволяет ребенку понять ее суть, оставить только те, детали, которые непосредственно нужны для ее решения. Отношения, связи рассматриваемые в задаче (“в 3 раза больше”, “в 2 раза меньше”, “на 170 больше”), ребенок  демонстрирует наглядно с помощью отрезков:clip_image002[8]

Видим, что строя модель, ребенок отсекает несущественные особенности условия, а существенные представляет наглядно. Наглядная модель задачи помогает установить связи и зависимости в задаче, облегчает ее решение. При чем, ее решение  можно записать по действиям, а  можно выражением:(2460 – (170 + 170 * 2)) : ( 1 + 3 + 3 + 3 * 2). Выражение это тоже модель задачи, но ее называют решающей моделью. Произведя вычисления, найдем число выпущенных кроватей, шкафов, столов и диванов.

Ответ: выпущено 150 кроватей, 450 шкафов, 620 столов, 1240 диванов.

Удачно построенная модель – это наполовину решенная задача. Я часто даже и не требовала записи решения задачи.  Моделируя тексты задач разными   способами, дети получали колоссальное удовольствие от уроков. Кроме того, по одной  и той же задаче составляли несколько вспомогательных моделей, позволяющих найти разные способы решения. Например, задачу: “Во время первой семидневной экспедиции на Марс экипаж космического корабля готовил 3 капсулы с пробами грунта за один день. Во время второй семидневной экспедиции, имея более совершенное оборудование, экипаж стал готовить 5 капсул за один день. На сколько больше капсул с грунтом заготовлено во время второй экспедиции, чем во время первой?” можно представить в виде краткой записи:

imageтогда решение задачи будет таким:

  1. 5 – 3 = 2 (капс.) –  ежедневная разница в количестве капсул
  2. 2 * 7 = 14 (капс.) -  разница в капсулах, заготовленных в первой и во второй экспедициях

Ответ: во время второй экспедиции заготовлено на 14 капсул больше, чем во время первой.

Анализ текста позволяет эту же задачу представить в виде чертежа:

clip_image002[1]

тогда и решение будет другим:

  1. 3 * 7 = 21 (капс.) – заготовлено во время первой экспедиции;
  2. 5 *7 = 35 (капс.) – заготовлено во время второй экспедиции;
  3. 35 – 21 = 14 (капс.) 

Ответ: во время второй экспедиции заготовлено на 14 капсул больше, чем во время первой.

Согласно В.В.Давыдову моделирование – это средство теоретического мышления. После моделирования ситуации, представленной в задаче, подходя к ее решению теоретическим образом, ребенок приступает к действиям анализа. Делает он это самостоятельно, с уверенностью в успехе – это и формирует умение  и желание ребенка   учиться.

Авторы учебников математики для начальной школы предлагают использовать разные способы построения модели. Все варианты моделирования можно представить так:

clip_image002

Предметное моделирование или графическое изображение ситуации, предложенной в задаче,  отражается  наглядно. У ребенка, даже ранее не решавшего задачи самостоятельно, формируется чувство собственного достоинства, появляются стойкие волевые усилия для достижения цели, развивается самосознание личности.

Многие дети  постепенно овладевают и мысленным моделированием.  Ситуацию задачи представляют в уме и, пользуясь воображаемой моделью, сразу записывают решение. О  таких детях говорят: решает задачу “по представлению”.

Способность действовать в уме сама по себе не приходит к ребенку. Над развитием логических операций надо работать с 1 класса учителю, учить приемам моделирования с простейших задач, например: “Лида нарисовала 4 домика, Вова на 3 домика больше. Сколько домиков было у ребят?” Иллюстрируя условие различными способами,  обучаясь думать над задачей, дети играют, рисуют, учатся пользоваться элементарными чертежными инструментами:

clip_image003[4] clip_image001
                                   clip_image002[13]  

Моделирование – это одно из средств развития умственной деятельности, а развитие – явление многоаспектное, включающее:

  • формирование умения учиться (учебной деятельности);
  • повышение мотивации, желания учиться;
  • выработку устойчивого познавательного интереса к учебному процессу;
  • формирование умения работать самостоятельно;
  • формирование самоконтроля и так далее.

Надеюсь, что эта заметка поможет учителю организовывать уроки думания. Удачи Вам!     

 

 

четверг, 18 февраля 2010 г.

Как научить ребенка думать?

Мудрецы говорили, что ум – это первое условие для счастья.

Если ребенок, не подумав над вопросом или вовсе не дослушав   вопроса до конца, торопится ответить как можно быстрее, ему просто не хочется думать.   Один ребенок (если это первоклассник на уроке) таким образом  стремится обратить на себя внимание, а  другому правильный ответ не так важен, как желание избавиться поскорее от вопроса.   Они просто отказываются думать и делают это очень изощренно.  Для такого ребенка самое приятное состояние – это состояние отсутствия мысли.  Постепенно такое расслабленное состояние переходит в привычку, в леность ума, а далее в леность характера. 

Ум можно развить. Мыслительные процессы развиваются по мере познания, изучения окружающего мира, явлений природы, отношений между людьми. А затем в процессе обучения и воспитания человек учится мыслить всю жизнь.

Развитие способности думать зависит от желания и времени родителей, которое посвящается занятиям со своим ребенком. Помогите  избавиться ему от лени, поверхностного и торопливого мышления. Приучайте к кропотливой, упорной умственной работе. Даже при списывании предложения “С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк” (А.С.Пушкин), ученик 4-го класса может дома объяснять написание личных окончаний глагола вслух. Например:

В этом предложении глагол “выходит”, он стоит в настоящем времени, в 3-м лице единственного числа, его окончание безударное – “-ит / –ет”, нужно проверить. Нужно узнать спряжение – I или II. Для этого ставим в неопределенную форму: “что делать?” - “выходить”; неопределенная форма оканчивается на “-ить”, значит, глагол II спряжения, в окончании должен быть звук [и], пишем окончание “-ит”: “выы-хоо-дии-т”.

При решении уравнения: 987 + (Х : 13) = 2456 дома, пусть ребенок рассуждает вслух так, как  делали это  на уроке. Например:

987 + (Х : 13) = 2456

“Это уравнение, неизвестным является слагаемое, которое выражено частным.  
Чтобы найти слагаемое (Х:13), надо из суммы (2456) вычесть первое слагаемое 987.

Х:13 = 2456 – 987

Пишу…   Вычисления делаю справа столбиком….

Х:13 = 1469 Левую часть – Х:13 переписываю. Частное Х:13 равно 1469. Получили простое уравнение, где неизвестным является делимое
Х = 1469 * 13 пишу… Чтобы найти делимое, надо частное 1469 умножить на делитель 13,  Умножаю столбиком, записывая слева.

Х = 19097

Делаю вывод: Х равно 19097.

987 + (19097 : 13) = 2456


987 + 1469 = 2456

Делаю проверку. Для этого значение Х подставляю в первоначальное уравнение и просчитываю левую часть, представленную суммой, каждое действие столбиком, записывая слева.
2456 = 2456

Левая часть равна правой, значит уравнение решено верно.

Рассуждая,  ребенок учится правильно выражать свои мысли вслух, правильно говорить. Силу уму дают только упражнения, а не покой.   

А.З.Зак в брошюре “Как определить уровень развития мышления школьника” (М:Знание, 1986)  указал основные показатели  развития мышления младшего школьника:    

  • умение выполнить простое умозаключение
  • владение действиями анализа,
  • владение моделированием,
  • сформированность действия рефлексии,
  • способность действовать в уме.

О возрастных нормах и основных тенденциях развития ребенка от 7 до 10 лет излагается в книге "Младшие школьники: Особенности развития,  И. Ю. Кулагина | Растим первоклашку .

суббота, 13 февраля 2010 г.

Как повысить скорость письма?

“Можно ли повысить скорость письма младшего школьника?”- спрашивает начинающий учитель.  Можно.

Есть хороший метод обучения письму (по .Н.Потаповой), но  для его  применения нужны пособия.

Главный резерв скорости письма – высота букв. Эту идею в 80-е годы я нашла в журнале “Народное образование”. Педагог-исследователь В.Н.Зайцев изучал образцы почерка детей и замерял скорость письма. В результате сделал вывод, что главный фактор, влияющий на скорость письма – высота букв.

В моей практике его идея оказалась работоспособной. Как я работала над   красотой и быстротой письма?  На уроках во 2-ом классе и в 1-ом полугодии 3-го класса, я учила детей  контролировать себя, опираясь на образцы с пяти-четырехмиллиметровыми буквами:

image

Инструкция позволяет уменьшить высоту букв до трех миллиметров. Это сложная работа, требующая специальных упражнений. Приведу наиболее эффективные приемы работы, используемые мною. Например:

  • ежедневное прописывание учителем в тетради ребенка наклонных линий (букв, слов), соответствующей высоты;
  • ежедневная корректировка учителем, написанного  в тетради при ее проверке, и анализ на уроке;
  • самоконтроль ребенка написанного им  слова (предложения) с помощью специальной “контрольки”, так мы называли прозрачную  карточку с образцом высоты прописных и строчных букв, заготовленную мною для каждого ребенка.  Ученик накладывал прозрачную карточку на свой текст и сверял высоту, наклон букв, пробел между буквами и словами;
  • ежедневные трехминутные упражнения по быстрому переписыванию текстов с письменного образца или книги (печатного текста); 
  • ежедневная работа  в классе и дома с текстами-образцами, где высота букв три миллиметра:

image  Уменьшение высоты букв сокращает линию обводки букв более чем в полтора раза, и соответственно увеличивается скорость письма. 

Второй значимый резерв увеличения скорости письма – цвет пасты. “При использовании бледной пасты скорость письма снижается примерно на 15% из-за большого утомления глаз”- отмечает Зайцев В.Н.

Умение писать – одно из важных умений, от которого зависит успешность обучения. Книга "Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности" М.Безруких состоит из 10 занятий , которые помогут взрослым научить ребенка писать красиво и правильно.

вторник, 9 февраля 2010 г.

Зачем определять количество цифр частного при делении многозначных чисел?

Определение количества цифр частного перед делением выполняет контролирующую функцию до окончания деления. Например, каждый из приведенных ниже случаев деления внешне для ученика выглядит одинаково правильно. В статье “Учимся делить столбиком”мы уже говорили о причинах  появления таких ошибок:
image Особенно плохо контролируют себя и свои ошибки дети торопливые, несдержанные и неосторожные. Несобранность и неосторожность ребенка не позволяют ему сосредоточить внимание на процессе деления. Вот почему необходим своевременный контроль за появлением лишних цифр в частном или их потерей.
Первая операция перед делением - определение количества цифр в частном.   Запись может выглядеть так:
image По окончании деления у ребенка  может получиться  один из вариантов решения:
image Обозначение количества цифр частного перед делением и соотнесение количества точек и числа цифр в ответе дает возможность ребенку проверить правильность выполненного действия.    Он видит, что:
  • во втором случае не все цифры частного найдены (произошла потеря);
  • в третьем случае появилась лишняя цифра, что является показателем допущенной в ходе деления ошибки.
Рассмотрим, как научить ребенка осознанно выполнять эту важную операцию при делении, определять количество цифр частного.
Так, перед решением примера 28046:2 надо определить высший разряд числа, которое получится в частном (ответе) и количество его цифр.
imageОбразец рассуждения: “Начну деление с десятков тысяч, значит, высший разряд числа, которое получится в частном, – десятки тысяч. Они стоят на пятом месте справа, следовательно, частное – пятизначное число”
Или: “Начну деление с десятков тысяч, значит, высший разряд частного – десятки тысяч, будут еще тысячи, сотни, десятки, единицы, то есть в частном – пятизначное число.”
Подробные рассуждения при определении числа цифр частного постепенно и естественным путем развивают у ребенка самоконтроль, одно из важнейших умений младшего школьника.

вторник, 2 февраля 2010 г.

Учимся делить столбиком

      По каким бы программам ни учился ваш ребенок, во втором полугодии 4-го класса  он должен овладеть навыком деления многозначных чисел и написать контрольную работу по математике, желательно на “отлично”.   
Рассмотрим наиболее сложные случаи деления многозначных чисел, когда в частном (ответе) получаются нули (326644:643=508). При решении таких примеров некоторые ученики пропускают нули в частном. Чтобы ребенок  не ошибался,   надо:
  • учить определять количество цифр до выполнения деления (можно на месте цифр частного ставить точки),
  • учить делать  проверку деления умножением,
  • учить выполнять подробную запись, сопровождая ее объяснением,  например:
 326644
 3215
 643
 508
      5144
      5144
            0
. . .
        “Делимое 326644 (то число, которое делим). Делитель 643 (число, на которое делим) 
    Первое неполное делимое – 3266 сотен, в частном будет три цифры, так как делим сотни, десятки и единицы (обозначаем количество цифр в частном точками). Чтобы найти первую цифру частного, заменим делитель близким круглым числом 600.   Неполное делимое, 3266 сотен разделим на 600 (6*100). Удобно сначала разделить его на 100,   а частное  32 разделить на 6. В частном возьмем 5. Цифра 5 пробная, проверим ее. Умножим 643 на 5, получим 3215 ифру частного дети проверяют устно, и в этом основная трудность деления). Вычитаем  3215 из неполного делимого 3266, получаем 51 сотню в остатке. 51 < 643, значит, цифра 5 верна.
    Второе неполное делимое - 514 десятков. 514 десятков не делятся на 643, так, чтобы получились десятки, поэтому в частном на месте  десятков пишем нуль.  Делим 5144 единицы на 643, получаем 8 единиц. Частное 508.
    Проверим: 643*508=326644".
    Формирование умения образовывать неполные делимые, устанавливать число цифр  частного, понимать смысл каждой вычислительной операции длительный процесс и зависит он:
    • от индивидуальных особенностей ребенка,
    • от уровня его подготовки,
    • от способов организации вычислительной деятельности.   
    Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, не считают нужным определять количество цифр в частном и выполняют деление механически. Это приводит к потере нуля в частном. Обычно пока в классе ежеурочно рассматриваются данные случаи деления, внимание ребенка сконцентрировано на алгоритме, и он не ошибается.  В результате у него появляется ложная уверенность в том, что он хорошо делит и “лишние” операции (определение количества цифр частного) он смело пропускает.  
    Другие  - торопятся сокращать устные рассуждения и стараются быстрее перейти на краткое оформление процесса деления, а результат – пропуск нуля в частном, например:  
    24320
        320
    80
    34
            0
    Правильное решение - 24320:80=304.   
    Многие дети допускают ошибки  в промежуточных вычислениях.  Эти ошибки объясняются поверхностным знанием:
    • таблицы умножения;
    • устных приемов умножения и деления, вида: 81:27, 90:15, 288:24, 910:13, 187:40, 14350:70, 160320:80, 301:7, 420:14, 570:3, 64:16, 72:18, 85:17, 90:15, 4848:4; 
    • частных случаев умножения и деления (на 0 и 1);
    • вычитания многозначного числа из многозначного.  

    понедельник, 1 февраля 2010 г.

    Запоминалки для развития грамотности письма

    В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им все еще больше нравится учиться играя. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, собранные когда то мною из журналов «Начальная школа».
    Запоминалки – это маленькие и веселые рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфо­граммы и запоминания ее правописания, в игровой форме. Их использование позволяет ребенку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов.Такие упраж­нения привлекают детей к орфограмме, рас­ширяют их представления о несоответствии  написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.  

    В статье «Грамотно писать не легко!», мы говорили о том, как помочь ребенку научиться видеть и проверять  безударную гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам использовать веселые стишки-запоминалки на это правило:
    Безударный хитрый гласный: 
    Слышим мы его прекрасно, 
    А в письме какая буква? 
    Здесь поможет нам наука: 
    Гласный ставь под ударенье, 
    Чтоб развеять все сомненья!
    Сосна, вода, дела, трава — 
    проверить надо все слова. 
    Безударный гласный — стоп! 
    Писать опасно! 
    Слуху вы не доверяйте — 
    Удареньем проверяйте:
    сосны, воды, травы, дело,
    а теперь пишите смело.
    Село, гнездо, сосна, весна —
    одна из гласных не ясна.
    Не верь таким словам на слух,
    коль есть в них безударный звук.
    Ты в них число лишь измени,
    подскажут гласную они:
    сёла, гнёзда, вёсны
    и, конечно, сосны.



    Гряда, цена, скала весна,
    коза, стрела, стена, сосна,
    места, земля, столяр, сова —
    проверить надо все слова.
    Ты будь внимательным, мой друг:
    в словах есть безударный звук,
    поставь его под ударенье,
    потом пиши стихотворенье.
    Для самостоятельных упражнений:


    Р...чной, л...сной, г...ристый,
    М...рекой, р...дной, л...систый.
    Проверь слова, да не сп...ши,
    красиво, грамотно сп...ши.



    Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
    Гр…да, .игла, зв…зда, в…сна,
    Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
    К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
    Диктанту нашему конец,
    кто не ошибся — молодец!

    Для обучения правописанию парной звонкой и глухой согласной в слове , рассмотренной в статье "Писать грамотно не легко!" можно использовать такие упражнения:
     
    Если слышишь парный звук,
    будь внимательным, мой друг,
    парный сразу проверяй,
    слово смело изменяй:
    «зуб» — на «зубы», 

    «лёд» — на «льды» —
    будешь грамотным и ты.
    Где растёт морковь?
    На грядках.
    Буквы пишут где?
    В тетрадках.
    Чистим что мы?
    Чистим зубки.
    Одеваем в холод?
    Шубки.
    Любим все?
    Снежки, салазки.
    А читаем часто?
    Сказки.
    Звук согласный проверяй,
    рядом гласной подставляй!
    Грядка.
    Нет чего? — Нет грядок.
    А тетрадка? —
    Нет тетрадок.
    Зубки!  Изменили — зубы.
    Шубки!  Проверяем — шубы.
    Ждем снежинок и салазок
    И побольше чудных сказок.

    Мышка, кошка, глазки, лапки,
    дружба, книжки и тетрадки,
    шубка, шапка и сапожки,
    и берёзка, и серёжки.

    Обед, завод, медведь, кровать,
    отряд, народ, этаж, тетрадь,
    нож, стриж, снег, гараж,
    лошадь, пруд, труд, шалаш.


    Рыбка, грядка, кружка, гладко,
    травка, сетка и тетрадка,
    крышка, лапка, лодка, ласка,
    книжка, ложка, утка, сказка.


    Ложка, лодка, рыбка, грядка,
    шутка, утка и тетрадка,
    книжка, крышка и рубашка,
    травка, сетка, промокашка.


    Дружки, снежки,  прыжки,
    сапожки, рожки, пирожки,
    лужки, флажки и ложки,
    кружки и поварёшки.


    Эти запоминалки помогут малышу  понять, для чего служит разделительный Ъ, а для чего смягчающий Ь, где их писать. Подробнее дано в статье 
    Мягкий знак, мягкий знак —
    без него нельзя никак!
    Без него не написать
    тридцать, двадцать, десять, пять.
    Вместо «шесть» получим шест,
    вместо «есть» напишем ест,
    станут пенками «пеньки»,
    уголками — «угольки»,
    «банька» в банку превратится.
    Вот что может получиться, е
    если будем забывать
    мягкий знак в словах писать.
    День, динь, сон, тень,
    сыр, сок, лось, лень,
    нос, нёс, рыть, ныть,
    кон, конь, шум, шить.
    Укажи, в каких словах
    не напишешь мягкий знак.



    Разделительный Ь
    Я в корнях(словах) стою, друзья.
    Воробьи, семья, жильё —
    перед я, ю, и, е, ё.
    Воробьи, жильё, ручьи,
    листья, крылья, стулья, чьи,
    колья, перья и семья,
    вьюга, осенью, друзья.
    Разделительный Ъ
    Было «сели»,
    стало «съели»,
    догадаться вы сумели,
    почему случилось так?
    Кто виновник?
    Твердый знак.
    Твердый знак нам нужен тоже,
    без него писать не сможем:
    съезд, съедобный, объясненье,
    И подъезд, и объявленье


       Приведу несколько заданий такого типа, на­правленных на накопление зрительного вос­приятия орфограммы
     в именах и фамилиях людей, названиях городов:
    Таня, Ваня, Петя, Галя,
    Лена, Нина, Мила, Валя,
    Коля, Ира, Алексей,
    и Серёжа, и Андрей.
    Никогда не забывайте — Имя буквой выделяйте.
    Кошка — Маришка,
    Котёнок — Тишка,
    Щенок — Дружок,
    Цыплёнок — Пушок,
    Корова — Бурёнка,
    Коза — Найдёнка,
    Поросёнок — Хрюша
    и бычок — Гаврюша.
    Все их клички до одной
    пишут с буквы прописной!
    Кошка — Пушинка,
    Собака — Смешинка,
    Петух — Крикун,
    Козёл — Бодун,
    Воробей — Тишка,
    Поросёнок — Гришка.
    Красотка-синичка.
    Как напишешь клички?

    Задания, на­правленных на накопление зрительного вос­приятия орфограммы  
    Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

    Ча и ща, ча и ща
    роща, чаща и свеча,
    пища, туча, саранча
    с буквой а и ща и ча.
    Пища, чаща, роща, куча,
    саранча, кочан и туча,
    дача, гуща и свеча
    все слова на ча и ща.


    Сочетанья ща и ча
    в словах пища и свеча,
    куча, гуща, каланча,
    туча, роща, саранча,
    чаща, дача и печать —
    нужно с буквой а писать.


    Я грамотно писать хочу,
    слова на чу и щу учу:
    чулок, и чудо, и чугун,
    чудак, и щука, и ворчун,
    чумазый, чучело, чурбан,
    чудесный, чувство и чулан,
    кричу, ворчу, ищу, тащу
    я с у пишу и чу, и щу.

    Щука, чум, ищу, молчу —
    я слова учу, учу.
    Чу да щу, чу да щу
    я пятерку получу.


    Не стучу, не пищу,
    не ворчу и не кричу,
    а учу да учу
    все слова на щу и чу:
    чум, чудак, чулок, чурбан,
    щука, чудо и чулан.


    Правописание ЧН и ЧК

    Ёлочка и белочка,
    тучка, щучка, стрелочка,
    бочка, почка, спичка,
    речка, ручка, птичка,
    шуточка, минуточка,
    дочка, прибауточка,
    булочка и строчка,
    свечка, печка, точка!
    Речка, ночка, строчка,
    точка, кочка, дочка,
    срочный, булочный, ночной,
    точный, шуточный, речной.
    Знаем мы наверняка,
    где чн, а где чк.


    Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звёздочка

    Вы убедитесь , что детям нрави­тся встречаться с запоминалками снова и снова.  Усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях будет непроизвольно пере­носиться  ими на незнакомые слова, регули­руемые тем же орфографическим правилом правописания.
    Стихотворная форма заданий вырабатывает одновременно  и темп, и ритм речи, формирует навык чтения и письма, способствует выработке самоконтроля. Самое главное – положительное отношение к учению!