Мы, родители, да и учителя, зная о пользе образования, считаем, что учеба в школе должна стоять на первом месте. Но наши дети так не считают. Для них какая-то польза, в каком-то отдаленном будущем не так интересна, как их настоящая жизнь с различными играми и развлечениями. Они не только готовятся к жизни, но и живут уже сейчас. Младший школьник идет в школу не только за знаниями. У каждого из них своя особая жизнь, что и надо учитывать при организации учебного процесса.
Был у меня первоклассник совершенно не готовый к обучению. Причина его “школьной незрелости” объяснялась тем, что его слишком рано привели в школу. Поскольку я никогда не запрещала приносить игрушки в класс, то Вова вопреки уговорам родителей в рюкзаке, карманах, сумке для обуви нес все, что было необходимо для реализации его бесконечных идей: строительные материалы, инструменты, технику… Однажды прихожу утром в класс, а мои книги, тетради лежат на полу. На их место в шкафу Володя поместил свои инструменты, какие то нужные строительные материалы. Мимоходом объяснил мне, что я занимаю слишком много ящичков, а ему самого необходимого некуда положить.
С трудом мы с ним научились читать, писать под диктовку, к математике он относился более менее сносно. Сложность была в том, что ему было некогда об этом на уроке даже подумать. Терпимее к урокам в 40 минут он стал относиться к концу 2-го класса, а интерес к процессу учения – в третьем. В результате закончил с отличием университет по специальности математик – программист, готовится к защите диссертации. По-моему сейчас он в Штатах. Это я рассказала к вопросу о развитии мотивации самообучения у детей, живущих своей насыщенной жизнью. В работе с Вовой мне очень помогала игра в ученых, исследователей.
Этот прием дает возможность ученику взять инициативу в организации своей познавательной деятельности. Позволяет поставить ребенка в позицию исследователя. Тем более, что дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Еще в дошкольном возрасте исследовательская активность проявляется в любознательности, которая выражается в самостоятельной постановке бесконечных вопросов. Правда со временем, мы взрослые эту самую любознательность активно гасим. По причине занятости или отсутствия настроения мы уходим от решения проблемы, часто отталкиваем ребенка: “Не задавай глупых вопросов”, “Не мешай, я занят”. В начальной школе исследовательская позиция проявляется в проблемных ситуациях, в ситуации познания, открытия нового. С большим интересом они участвуют в разной исследовательской работе, организованной на уроке:
- исследование литературного произведения,
- исследование задачи, математического выражения,
- исследование предложения,
- исследование жизни насекомых, птиц.
Например, для формирования вычислительных навыков можно давать ребенку тренировочные задания на нахождение верных равенств: 21658:7=3094; 162300:6=27050, а можно давать кратковременные исследовательские задания на анализ операций, входящих в алгоритм письменного деления,
1. Соедини пары выражений, значения которых содержат одинаковое количество цифр:
|
|
2. Объясни, почему при делении одного и того же числа на однозначное число в одном случае получили шестизначное число, а в другом пятизначное: 357675:3=119225; 357675:5=71535
3. Не вычисляя значений выражений, поставь знаки < или >. чтобы получились верные неравенства:
137532:146 … 253242:198 981189:99 … 123450:25
1834:7 … 783:9 575640:82 … 422712:19
8554:91 … 7488:72 57365:35 … 42936:12
720009:9 … 630007:7 674460:90 … 73531:23
43296:96 … 52923:59 84952:41 … 546848:92
4. Составь равенства, в которых:
- делитель – двузначное число, а значение частного – трехзначное число.
- делитель – однозначное число, а значение частного – четырехзначное число.
- делимое и значение частного – четырехзначные числа.
5. Догадайся! Какое из чисел: 31, 35, 9, 8, 14 является значением каждого выражения: 5742:638; 6768:846; 4256:532; 7595:217; 9858:318; 2002:143 ?
6. Можешь записать значения всех выражений, не выполняя деление “уголком”: 926926:926; 574574:574; 565565:56; 13451345:1345; 18181818:18 ?
7. Не вычисляя значений выражений, разбей их на группы: 18144:756; 10116:12; 17744:68; 11999:13; 24660:548; 19920:83.
Отрабатывая деление, можно подметить с учащимися закономерности, связанные с делением. Например:
- Возьмем равенство 456:19=24. Умножим делимое и делитель на одно и то же число, например на 3, а затем первое произведение разделим на второе: 456*3=1 368; 19*3=57; 1368:57=24. Получили тот же результат.
- Возьмем еще одно равенство 312:13=24. Сложим делимые и делители соответственно первого и последнего равенства и разделим первую сумму на вторую: (456+312):(19+13)=768:32=24. Опять получим тот же результат: 24.
Всегда ли в таких случаях получим то же самое число? С вопросов такого вида и начинается исследовательская деятельность малыша.
“Ребенок, как целостная и развивающаяся личность, входит в школу таким, какой он есть, не имея возможности, да и не желая трансформироваться только в ученика” – утверждает Ш.А.Амонашвили. Задания исследовательского характера и ставят ребенка в позицию исследователя, ученого развивают мотивацию к самообучению.
Алевтина Федоровна, даже мне было интересно посчитать примеры :)
ОтветитьУдалитьСохраню этот пост на будущее(у нас еще маленький ребёнок).
По математике мне очень нравится книжка А.К. Звонкина "Малыш и математика". Тоже очень здорово описано общение с детьми, а не только сами задания.
Еще купила задачник Е.Г. Козловой "Сказки и подсказки". С мужем вечер просидели. Так занимательно!
Сейчас много разных школьных программ для обучения. Я как рядовая мама теряюсь. Если у Вас будет желание и время, могли бы Вы рассказать нам о них немного, чтобы помочь с выбором.
Если Вас, взрослых людей увлекли детские книжки по математике, значит они хороши! В любом случае Вы приподнесете своему малышу эти книги с любовью, а это значит, что и малыш не останется равнодушным. Не спешите только говорить ответы вперед ребенка. Наберитесь терпения и стимулируйте его рассуждать вслух по содержанию задания. Ребенку надо время для осмысления самого содержания задания. Возможно, пока ребенок осмысливает содержание, у него пропадет желание искать ответ (зависит как от возрастных, так и от его индивидуальных особенностей).
ОтветитьУдалитьВ настоящее время в школах России 2 системы образования и 11 действующих образовательных программ. Каждая из них по-своему хороша. Каждая снабжена умными учебниками. Мое мнение - надо выбирать не программу, а учителя. Начальная школа - это особое звено в образовательном процессе, это становление личности, фундамент развития и всех учебных умений, залог здоровья, формирование мужского и женского достоинства, основа духовности. Пусть начальную (материнскую) школу ребенок проживет, защищенный любовью не только мамы и папы, но и учителя.
Выбирайте учителя, способного любить детей и умеющего работать.
Думаю, что мы еще вернемся к этому вопросу.
Спасибо за чудесные примеры и пояснения!
ОтветитьУдалитьА как ребёнка можно заинтересовать исследовать русский язык? С математикой многое понятно, а вот как замотивировать вникать в грамматику, например?
Большое спасибо за ответ.
ОтветитьУдалитьПервый раз прочитала о том, что не надо давать готовых ответов ребенку у того же Звонкина. Сначала это меня немного обескуражило,но теперь кажется абсолютно логичным.
Выбирать учителя... Подчас сложно оценить человека за несколько минут общения. Некоторым удается в эти минуты казаться тем, кем на самом деле не является.
А ошибиться в таком судьбоносном решении очень страшно.