вторник, 19 января 2010 г.

Рациональная организация режима дня младшего школьника

Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по своим способностям, темпу усвоения знаний, работоспособности, утомляемости. Одни с ярко проявляющимися умственными способностями, другие - малоспособные, имеющие трудности в обучении.
К сожалению, бывает без должного внимания со стороны взрослых желание учиться и даже ходить в школу резко снижается одинаково у всех. Особенно сильно это проявляется у ослабленных, часто болеющих детей. Они, как правило, не успевают за общим темпом работы в классе, быстро теряют интерес к ней, сильно утомляются.
Порой до конца начальной школы у ребенка не появляется интерес к преодолению трудностей в процессе учебной работы.
Если мы (учителя, родители) вовремя не поможем ребенку преодолеть капризное нежелание трудиться, не научим безболезненно переключаться от игры к делу, мы все время будем сталкиваться с основной проблемой: ленью, бездеятельностью, безвольностью.
Способности развиваются только в труде, и надо учить детей организовывать этот самый труд, напрягать волевые усилия, чтобы не испытывая желания сесть за уроки, все-таки подчиниться этой необходимости. Способности к обучению зависят как от физического и психического состояния ребенка, так и рационально организованного режима дня.
Жаль, что этому вопросу давно перестали уделять должное внимание.
Рационально организованный режим дня – это:
  • точно регламентированное время и продолжительности подготовки домашних заданий и творческой деятельности;
  • достаточный отдых на свежем воздухе;
  • правильно организованная двигательная активность;
  • регулярное и полноценное питание;
  • достаточный по продолжительности сон. Время, когда ребенок ложится спать, не должно зависеть от каких либо внешних причин, желания или нежелания ребенка. Чтобы сон был глубоким и спокойным, надо соблюдать элементарные гигиенические
правила: не устраивать перед сном «взбучку», не смотреть «страшилки», и т.д. Конечно, это большой труд, требующий больших затрат времени и сил родителей, но это того стоит. Заложим хороший «фундамент» в младшем школьном возрасте, пока ребенок и мотивирован на успешность в учении и ждет похвалы от мамы, папы!
Итак, утро начинаем с зарядки, прогоняем остатки сна, затем – горячий завтрак (не стоит надеяться, что ребенок поест в школе). Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности в течение дня, а затем идет спад. Поэтому вернувшемуся из школы ребенку необходимо сначала пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых, не лежа у телевизора, не сидя за компьютером, а на воздухе в активном движении. Лучшим отдыхом для детей ослабленных – полуторачасовой дневной сон. Сон восстанавливает работоспособность, разгружает опорно-двигательный аппарат, поэтому является хорошей профилактикой нарушений осанки.
Следующий элемент режима дня – выполнение домашней работы. Часто их выполнение затягивается из-за: несформированности у ребенка навыка самостоятельной работы, многократного переписывания с черновика на чистовик, учитывая, что максимальная продолжительность работы у младшего школьника 30 минут (у некоторых значительно меньше). Оптимальным является период с 15 до 17 часов. Малоэффективен и утомителен период с 18-19 часов, когда мама приходит с работы.
Попробуйте организовать рациональный для Вашего ребенка режим дня и Вы убедитесь, что это вовсе не пустяшное дело.

11 комментариев:

  1. Очень полезная заметка, спасибо! Только не раскрата тема о том, как сделать так, чтобы ребёнок хотел делать зарядку! Ведь (имхо) без желания делать эту зарядку ребёнок не "заведётся", завтрак не будет вкусным и желания учиться в школе тоже не будет.

    Какова причина для именно горячего завтрака? Будет ли эффективна чашка горячего чая сразу после сна до зарядки или не стоит этого делать? (С чашкой чая мне было намного легче вставать, особенно когда это никак не получалось.)

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошей ли идеей будет дать ребёнку планшетный ПК, избавив его тем самым от бесполезного чистовика и переписования? (На ПК можно стирать и двигать написанные буквы, что избавляет от лишней работы)
    Как скажется на ребёнке распознавание почерка и автоматическая проверка орфографии? Что лучше переводить почерк в печатные буквы, в прописные буквы или оставлять как было начертано? Автоматическая проверка математики также в принципе возможна.

    ОтветитьУдалить
  3. Вы пишете, что вернувшемуся из школы ребенку необходимо отдохнуть; и в то же время оптимальным периодом для выполнения домашней работы называете период с 15 до 17 часов - когда только закончились школьные уроки.

    Так всё-таки какой должен быть режим?

    ОтветитьУдалить
  4. "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". Если вы сами валяетесь в постели, а ему командуете: "Быстрее! Энергичнее!", он чувствует себя мучеником, начинает ныть и отказываться. Но можно помочь! Проветрите комнату, разбудите ребенка бодрым, веселым голосом и вместе с ним начинайте зарядку. Увидите, с каким удовольствием малыш последует вашему примеру! Хорошо было бы начинать с 2-3 лет вырабатывать потребность в зарядке.
    После сна перед зарядкой лучше ребенку принять стакан теплой водички.
    Горячий завтрак предупреждает расстройство работы органов пищеварения, заболевания желудочно- кишечного тракта. Я бы чай заменила чашечкой какао.

    ОтветитьУдалить
  5. На мой взгляд планшетный ПК - эффективное средство и мечта учителя иметь его у каждого ребенка. Жаль, что пока это мечта. Вы правы, сокращает время и выполняет мотивирующую и контролирующую функцию.
    Автоматическая проверка орфографии вреда принести не сможет: ребенок видит образец правильного написания и в конце концов запоминает правописание, что и требуется. Не думаю, что принципиально переводить почерк в печатные буквы или оставлять.
    Важнее другое: предупредить механическое списывание, учить ребенка обосновывать написание, опираясь на способы проверки или правила. Автоматическая проверка математики хороша, но важнее вычислительный процесс (51:17, 264890: 436). Я не имела счастья работать с планшетным ПК, но уверена что это здорово и с удовольствием учила бы детей работать с ним дома самостоятельно.

    ОтветитьУдалить
  6. Время начала учебных занятий устанавливается с учетом местных условий, но не ранее 8 ч 30 мин. (лучше — в 9 ч).
    Режим дня (примерный вариант):
    7.00 - подъем. 7.00-7.30 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.
    7.30-7.50 - завтрак.
    7.50-8.15 - дорога в школу.
    8.30-12.30 (13.00) -занятия в школе.
    13.00-15.00 - обед, отдых, помощь дома по хозяйству,игры на воздухе.
    15.00-17.00 - приготовление уроков.
    17.00-19.00 - свободные занятия (по выбору детей).
    19.00 - ужин.
    19.00-20.30 - свободное время.
    20.30-21.00 - подготовка к сну (личная гигиена).

    ОтветитьУдалить
  7. По поводу зарядки понятно, остальось только понять как заставить делать зарядку себя, особенно когда сам ещё не проснулся. :)

    По поводу перевода символов: у меня есть опасение, что полагаясь на автоматический перевод росчерка в символ ребёнок не обретёт навык красиво писать.
    Ещё мне пока не очень известна ситуация с прикладным ПО, поэтому и интересуюсь по каким критериям оценивать. В принципе, возможно при обнаружении ошибки сослаться на правило, вместо простого предложения исправления. Планшетники уже начинают активно входить в нашу жизнь и через несколько лет уже должны стать вполне доступны и для подобного софта будет широкий рынок.

    ОтветитьУдалить
  8. Не уверена, правильно ли я делаю, но мы с ребенком (6 лет) составляем табличку на месяц с написанными обязательными действиями каждый день (позаниматься с гантелями, поупражнять глаза), таких действий немного - пока по 3 на день. Когда ребенок сделал все, он ставит себе напротив каждого задания каждый день плюсики. За неделю всех плюсиков - маленьких приз (обговаривается заранее), за месяц - приз побольше. В результате он с удовольствием делает вещи, которые в ином случае пришлось бы его долго заставлять сделать.

    ОтветитьУдалить
  9. Мне нравится ваш вариант. Думаю, что вы не просто умные и заботливые родители,а что не менее важно, не относитесь к чересчур внимательным родителям. Своим маленьким хитрым приемчиком вы даете возможность ребенку становиться самостоятельным человеком. Дорогого стоит, чтобы шестилетний ребенок сам себе (естественно с помощью взрослого)спланировал день, неделю, зафиксировал зрительно план, реализовал его,да потом бы еще и сам себя проконтролировал. Приз тоже надо заработать, а не получить на "блюдечке с золотой каемочкой", как часто бывает. Конечно, все индивидуально. Я за Вас рада, удачи!!

    ОтветитьУдалить
  10. А что на счёт старших школьников?
    Мы проживаем в Филях, а моя дочь учится в ЮАО на Южной. Приходится вставать в 4.30! Мне ее жаль, весь день расписан-уроки фортепиано, вокал, хореография, каратэ... Да и школа не простая. Приезжаем поздно, а еще уроки делать... Но школу менять категорически отказывается, даже слышать об этом не хочет. Как можно подобрать ей правильный режим?

    ОтветитьУдалить
  11. По Вашим словам день вашего ребенка расписан "весь день расписан-уроки фортепиано, вокал, хореография, каратэ... ". Ее и Вас, как я поняла, этот вариант устраивает. Вы его пока осиливаете. Вашего ребенка этот темп не напрягает, при этом она получает удовольствие от школы. Это и есть индивидуальный режим дня вашего ребенка. Режим дня, который дорогого стоит. Таких детей. готовых принять на себя ответственность за себя самого сегодня не много. Я за Вас рада. Спасибо!

    ОтветитьУдалить