среда, 27 января 2010 г.

Писать грамотно – не легко!

Видя в классной работе или диктанте ребенка три-четыре ошибки, родители часто упрекают ребенка: «Мы с тобой учим все правила, словарные слова. Почему ты пишешь так, как слышишь?» Обычно чувства вины ребенок не испытывает. Он знает, что очень старался, и не понимает, за что к нему такое отношение и чего от него хотят. Ребенок молчит.
Попробуем разобраться, может это даст нам возможность помочь нашим детям.
Основной причиной допускаемых ошибок является:
  • неумение видеть букву в слове, требующую проверки перед написанием,
  • неумение различать отдельные звуки, очередность звуков в слове (специфические ошибки),
  • незнание правила проверки написания слова,
  • низкий уровень внимания в процессе письма,
  • неумение распределить внимание между процессом написания букв и их проверкой. (Написание буквы в слове, соответствующее определенному правилу называется орфограммой). Полужирный Например, в предложении "Моряки уходят в плавание" следующие орфограммы:
  1. в слове "моряки" три орфограммы:
  • заглавная буква м как сигнал начала предложения;
  • безударная гласная о в корне "мор-", написание которой проверяется изменением слова так, чтобы гласная о была под ударением: "море", "приморский", "Черномор";
  • безударная гласная я в суффиксе "-як" , которую можно проверить словом "моряк" или запомнить суффикс "-як" , употребляемый для образования слов, обозначающих профессии - "горняк", "скорняк";
  1. в слове "уходят" одна орфограмма - окончание "-ят", проверяется правилом о I и II спряжении глаголов, сложное написание;
  2. раздельное написание предлога "в" проверяется - "уходят в дальнее плавание", значит, "в" -предлог;
  3. в слове "плавание" три орфограммы - две в суффиксе "-ани" и одна в окончании "-е", ученики объясняют их по мере знания материала, во время диктовки проговаривает учитель.
Мы рассмотрели написания (орфограммы), требующие проверки. Ребенок должен привыкнуть видеть орфограмму в слове, тогда у него вырабатывается потребность в самоконтроле, навык постоянной проверки в правильности написания слов. Для этого С.Н.Лысенкова, народный учитель СССР, рекомендует проговаривать вслух то, что пишет ребенок. Проговаривание вслух постепенно формирует у ребенка хорошую дикцию, ясную речь. Она рекомендует учить мыслить вслух через проговаривание, объединяющее три действия: мышление, говорение и письмо. Проговаривание помогает ребенку научиться распределять внимание между процессом написания букв и их проверкой. Так формируется грамотность ученика.
Умению видеть орфограмму в слове надо долго и кропотливо учить как на уроке, так и дома. Дома можно помочь ребенку научиться самостоятельно обнаруживать букву, требующую проверки. Чтобы эта работа приносила успех, удовольствие от того как он свободно пользуется правилом, подбирает проверочные слова, сделайте ему подсказки. Их можно оформить по-разному. Например, как под № 1, 2, 3, 4. Сделайте свободный доступ ребенку к подсказкам, поощряйте желание ребенка подсматривать, подглядывать правила в учебнике, при выполнении домашнего задании. Пусть ребенок учится мыслить вслух через проговаривание, объяснение написания, объединяющее три действия: мышление, говорение и письмо, учится учиться. Недели через две у ребенка появится осознание этого правила, а через месяц ему и не надо подглядывать.
Подсказка№1
Примеры безударных гласных (О,А,Е,И,Я) в корне слова, в приставке, в окончаниях имен существительных, прилагательных, глаголах.
  • О в приставке слова – «подружка»,
  • О в корне - море – морской - приморский - моряк
  • А в приставке слова – «записка»
  • Е в корне слова – «ветер – ветерок»
  • Е в окончании – «идет по дороге»
  • А в суффиксе слова – «сад – садовник»
  • И в окончании – «пишет в тетради»
  • Я в корне - «пятерка – пять»
Пусть перед ребенком при выполнении домашней работы будет эта памятка-подсказка, пользуясь которой он будет учиться находить место безударной гласной в слове, вспоминать какое правило требуется для ее проверки и проговаривать, объяснять написание слов. Он быстрее запомнит сами гласные (О,А,Е,И,Я), требующие проверки, если они не стоят под ударением. Гласные У,Ы,Ю не требуют проверки.

Трудной темой в курсе языка является тема «Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова». Проверка написания парных согласных тоже должна начинаться с выделения в слове корня, приставки, суффикса, окончания. Способы проверки, мы уже говорили об этом, разные.
Подсказка№2
Примеры звонких и глухих согласных (б–п; в–ф; г–к; д–т; ж–ш; з-с) на конце и в середине слова
  • В-Ф В суффиксе – «Иванов»,
  • В-Ф В окончании - город-городов,
  • Г-К В корне – «сапог – сапоги,
  • Д-Т В корне, на стыке с суффиксом – «площадка» ,
  • Д-Т В приставке – «подставил», «подкрепил». Аналогично, данная подсказка помогает ребенку как запомнить парные согласные, требующие проверки, так и сделать вывод: Парные согласные в середине слова и на конце пишутся так же, как и перед гласной в родственном слове. Приставки «об-», «под-», «над-», «от-». «с-», «в-» - запоминаются.

Подсказка№3
Непроизносимые согласные Т, Д, Л, В
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять:

  • Т - честь - честный
  • Д - звезда – звездный
  • Л - солнышко - солнце
  • В - здоровье - здравствуй
Есть слова, в которых согласные Т, Д, Л, В, пишутся, но не произносятся и не проверяются, их надо запоминать: лестница, праздник, чувства.

Если при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно. Запомни:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно
В словах «вкусный», «интересный».

А сколько проблем ребенку с написанием Ь, обозначающего мягкость согласного звука; разделительного Ь знака; разделительного Ъ. Можно ребенку сделать такую сравнительную табличку-подсказку, которая поможет запомнить: место написания и роль смягчающего Ь, разделительного Ь и разделительного Ъ.

Подсказка№4


Смягчающий Ь
(лось, мальчик)


Разделительный Ь
(платье, льет, Илья, вьюн)


Разделительный Ъ
(подъем, объяснение, предъюбилейный, съезд)

1. Пишется в конце и в середине слова

2. После согласных

3. Показывает мягкость предшествующего согласного звука.

1. Пишется в середине слова

2. После согласных

3. перед гласными: и,е,ю,я.

4. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

1. Пишется после приставок перед корнем

2. После согласных

3. Перед гласными : е, ю, я

4. Показывает, что согласный не сливается с гласным.

10 комментариев:

  1. Спасибо, статья интересная и полезная. Такие практические советы очень ценны.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Интересно. Школа позабыта, читаю заново. Некоторые вещи узнаю впервые (например при делении - заранее узнать кол-во цифр в результате). :)

    Интересно, по подсказке №3 (непроизносимые согласные Т,Д,Л,В) - в моём регионе (Украина, Донецк) - очень многие, в том числе и я произносят эти согласные, но с очень сильным послаблением (или мне так кажется по крайней мере). И почти всегда говорят "солнце", имея ввиду небесное тело, и "сонце", - как обращение к человеку, более ласковое обращение, чем тоже самое "солнце". Хм.

    ОтветитьУдалить
  3. Действительно, в некоторых регионах Украины при произношении слов типа "солнце" произносят сонорные согласные звуки "л,"н", "м". Возможно это диалект. Сонорные ранее приравнивались к носовым согласным.
    В русском языке по правилам произношения (орфоэпии)не следует произносить.

    ОтветитьУдалить
  4. не навежу руский язык хотия он нужин

    ОтветитьУдалить
  5. Прочитала вашу статью- это лучшее, что я нашла в интернете по моей проблеме. Спасибо. Сын в 3 классе, грамотность все хуже и хуже. Не знаю что делать... Надо спасать положение пока еще не поздно. Но обратиться совершенно не к кому. Возможно ли с вами как-то связаться через интернет? Очень много вопросов. Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте. Спасибо, что откликнулись. Моя проблема вот в чём. Сын в 3 классе. В школу пошёл в 6 лет, умея читать, писать, считать. С этого года резко ухудшилась грамотность. Долго пыталась понять, в чём суть ошибок, выявить закономерность. Проштудировав литературу в интернете, пришла к выводу, что это скорее всего дизорфография – все правила он знает, а применить не может, не видит, где, когда и какую букву надо проверить. Предлоги он писал слитно, приставки иногда отдельно. Ь и Ъ знаки писал как вздумается или не писал вовсе. Но это, благодаря вашей статье, мы, как мне кажется на данный момент, усвоили. Стали изучать тему правописание удвоенных согласных – словарные слова выучил, как писать остальные слова я объяснила. Делали разные упражнения, тренировались. Через время даю диктант. В первом же предложении встречается слово «осенью», спрашивает «Мама, а как здесь написать удвоенную букву «оссенью» или «осеннью» - тут руки у меня опустились. Вообще, всё что объясняю в отдельных упражнениях в общем диктанте сразу забывает. Абсолютно не умеет проверять безударные гласные в корне. Вообще, с подбором однокоренного слова у него проблемы. Да, ещё в 1-2 классе была проблема разделить слово на слоги и поставить ударение. Я не слишком переживала, думала, что это пройдет само собой (так как казалось, что это очень просто). Проблема сохранилась до сих пор (наверное, упустила что-то важное). Вот не знаю, что делать. Стал получать двойки, ругаю, а сама понимаю, что тут не ругать , а действовать надо, и чем быстрее, тем лучше. Поэтому обратилась за помощью. P.S. обратиться к логопеду или нанять репетитора сейчас возможности нет.

    ОтветитьУдалить
  7. В данном случае "нелегко" нужно писать слитно.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте.
    Два вопроса:
    1. Почему в Подсказке № 4 вы не указываете букву Ё в написании разделительных Ь и Ъ знаков?
    2. И в Подсказке №1 не поняла о какой букве А идёт речь в СУФФИКСЕ слове САДОВНИК?

    Подсказка№1
    Примеры безударных гласных (О,А,Е,И,Я) в корне слова, в приставке, в окончаниях имен существительных, прилагательных, глаголах.
    О в приставке слова – «подружка»,
    О в корне - море – морской - приморский - моряк
    А в приставке слова – «записка»
    Е в корне слова – «ветер – ветерок»
    Е в окончании – «идет по дороге»
    А в суффиксе слова – «сад – садовник»
    И в окончании – «пишет в тетради»
    Я в корне - «пятерка – пять».

    ОтветитьУдалить