- неумение видеть букву в слове, требующую проверки перед написанием,
- неумение различать отдельные звуки, очередность звуков в слове (специфические ошибки),
- незнание правила проверки написания слова,
- низкий уровень внимания в процессе письма,
- неумение распределить внимание между процессом написания букв и их проверкой. (Написание буквы в слове, соответствующее определенному правилу называется орфограммой). Например, в предложении "Моряки уходят в плавание" следующие орфограммы:
- в слове "моряки" три орфограммы:
- заглавная буква м как сигнал начала предложения;
- безударная гласная о в корне "мор-", написание которой проверяется изменением слова так, чтобы гласная о была под ударением: "море", "приморский", "Черномор";
- безударная гласная я в суффиксе "-як" , которую можно проверить словом "моряк" или запомнить суффикс "-як" , употребляемый для образования слов, обозначающих профессии - "горняк", "скорняк";
- в слове "уходят" одна орфограмма - окончание "-ят", проверяется правилом о I и II спряжении глаголов, сложное написание;
- раздельное написание предлога "в" проверяется - "уходят в дальнее плавание", значит, "в" -предлог;
- в слове "плавание" три орфограммы - две в суффиксе "-ани" и одна в окончании "-е", ученики объясняют их по мере знания материала, во время диктовки проговаривает учитель.
- О в приставке слова – «подружка»,
- О в корне - море – морской - приморский - моряк
- А в приставке слова – «записка»
- Е в корне слова – «ветер – ветерок»
- Е в окончании – «идет по дороге»
- А в суффиксе слова – «сад – садовник»
- И в окончании – «пишет в тетради»
- Я в корне - «пятерка – пять»
Трудной темой в курсе языка является тема «Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова». Проверка написания парных согласных тоже должна начинаться с выделения в слове корня, приставки, суффикса, окончания. Способы проверки, мы уже говорили об этом, разные.
- В-Ф В суффиксе – «Иванов»,
- В-Ф В окончании - город-городов,
- Г-К В корне – «сапог – сапоги,
- Д-Т В корне, на стыке с суффиксом – «площадка» ,
- Д-Т В приставке – «подставил», «подкрепил». Аналогично, данная подсказка помогает ребенку как запомнить парные согласные, требующие проверки, так и сделать вывод: Парные согласные в середине слова и на конце пишутся так же, как и перед гласной в родственном слове. Приставки «об-», «под-», «над-», «от-». «с-», «в-» - запоминаются.
Подсказка№3
- Т - честь - честный
- Д - звезда – звездный
- Л - солнышко - солнце
- В - здоровье - здравствуй
А сколько проблем ребенку с написанием Ь, обозначающего мягкость согласного звука; разделительного Ь знака; разделительного Ъ. Можно ребенку сделать такую сравнительную табличку-подсказку, которая поможет запомнить: место написания и роль смягчающего Ь, разделительного Ь и разделительного Ъ.
Смягчающий Ь (лось, мальчик) | Разделительный Ь (платье, льет, Илья, вьюн) | Разделительный Ъ (подъем, объяснение, предъюбилейный, съезд) |
1. Пишется в конце и в середине слова 2. После согласных 3. Показывает мягкость предшествующего согласного звука. | 1. Пишется в середине слова 2. После согласных 3. перед гласными: и,е,ю,я. 4. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. | 1. Пишется после приставок перед корнем 2. После согласных 3. Перед гласными : е, ю, я 4. Показывает, что согласный не сливается с гласным. |
Спасибо, статья интересная и полезная. Такие практические советы очень ценны.
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Интересно. Школа позабыта, читаю заново. Некоторые вещи узнаю впервые (например при делении - заранее узнать кол-во цифр в результате). :)
ОтветитьУдалитьИнтересно, по подсказке №3 (непроизносимые согласные Т,Д,Л,В) - в моём регионе (Украина, Донецк) - очень многие, в том числе и я произносят эти согласные, но с очень сильным послаблением (или мне так кажется по крайней мере). И почти всегда говорят "солнце", имея ввиду небесное тело, и "сонце", - как обращение к человеку, более ласковое обращение, чем тоже самое "солнце". Хм.
Действительно, в некоторых регионах Украины при произношении слов типа "солнце" произносят сонорные согласные звуки "л,"н", "м". Возможно это диалект. Сонорные ранее приравнивались к носовым согласным.
ОтветитьУдалитьВ русском языке по правилам произношения (орфоэпии)не следует произносить.
не навежу руский язык хотия он нужин
ОтветитьУдалитьПрочитала вашу статью- это лучшее, что я нашла в интернете по моей проблеме. Спасибо. Сын в 3 классе, грамотность все хуже и хуже. Не знаю что делать... Надо спасать положение пока еще не поздно. Но обратиться совершенно не к кому. Возможно ли с вами как-то связаться через интернет? Очень много вопросов. Заранее спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Дарья.Помогу чем могу.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Спасибо, что откликнулись. Моя проблема вот в чём. Сын в 3 классе. В школу пошёл в 6 лет, умея читать, писать, считать. С этого года резко ухудшилась грамотность. Долго пыталась понять, в чём суть ошибок, выявить закономерность. Проштудировав литературу в интернете, пришла к выводу, что это скорее всего дизорфография – все правила он знает, а применить не может, не видит, где, когда и какую букву надо проверить. Предлоги он писал слитно, приставки иногда отдельно. Ь и Ъ знаки писал как вздумается или не писал вовсе. Но это, благодаря вашей статье, мы, как мне кажется на данный момент, усвоили. Стали изучать тему правописание удвоенных согласных – словарные слова выучил, как писать остальные слова я объяснила. Делали разные упражнения, тренировались. Через время даю диктант. В первом же предложении встречается слово «осенью», спрашивает «Мама, а как здесь написать удвоенную букву «оссенью» или «осеннью» - тут руки у меня опустились. Вообще, всё что объясняю в отдельных упражнениях в общем диктанте сразу забывает. Абсолютно не умеет проверять безударные гласные в корне. Вообще, с подбором однокоренного слова у него проблемы. Да, ещё в 1-2 классе была проблема разделить слово на слоги и поставить ударение. Я не слишком переживала, думала, что это пройдет само собой (так как казалось, что это очень просто). Проблема сохранилась до сих пор (наверное, упустила что-то важное). Вот не знаю, что делать. Стал получать двойки, ругаю, а сама понимаю, что тут не ругать , а действовать надо, и чем быстрее, тем лучше. Поэтому обратилась за помощью. P.S. обратиться к логопеду или нанять репетитора сейчас возможности нет.
ОтветитьУдалитьВ данном случае "нелегко" нужно писать слитно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьДва вопроса:
1. Почему в Подсказке № 4 вы не указываете букву Ё в написании разделительных Ь и Ъ знаков?
2. И в Подсказке №1 не поняла о какой букве А идёт речь в СУФФИКСЕ слове САДОВНИК?
Подсказка№1
Примеры безударных гласных (О,А,Е,И,Я) в корне слова, в приставке, в окончаниях имен существительных, прилагательных, глаголах.
О в приставке слова – «подружка»,
О в корне - море – морской - приморский - моряк
А в приставке слова – «записка»
Е в корне слова – «ветер – ветерок»
Е в окончании – «идет по дороге»
А в суффиксе слова – «сад – садовник»
И в окончании – «пишет в тетради»
Я в корне - «пятерка – пять».