понедельник, 1 февраля 2010 г.

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им все еще больше нравится учиться играя. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, собранные когда то мною из журналов «Начальная школа».
Запоминалки – это маленькие и веселые рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфо­граммы и запоминания ее правописания, в игровой форме. Их использование позволяет ребенку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов.Такие упраж­нения привлекают детей к орфограмме, рас­ширяют их представления о несоответствии  написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.  

В статье «Грамотно писать не легко!», мы говорили о том, как помочь ребенку научиться видеть и проверять  безударную гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам использовать веселые стишки-запоминалки на это правило:
Безударный хитрый гласный: 
Слышим мы его прекрасно, 
А в письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука: 
Гласный ставь под ударенье, 
Чтоб развеять все сомненья!
Сосна, вода, дела, трава — 
проверить надо все слова. 
Безударный гласный — стоп! 
Писать опасно! 
Слуху вы не доверяйте — 
Удареньем проверяйте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.
Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны.



Гряда, цена, скала весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земля, столяр, сова —
проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударенье,
потом пиши стихотворенье.
Для самостоятельных упражнений:


Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рекой, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.



Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
Гр…да, .игла, зв…зда, в…сна,
Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!

Для обучения правописанию парной звонкой и глухой согласной в слове , рассмотренной в статье "Писать грамотно не легко!" можно использовать такие упражнения:
 
Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зуб» — на «зубы», 

«лёд» — на «льды» —
будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь?
На грядках.
Буквы пишут где?
В тетрадках.
Чистим что мы?
Чистим зубки.
Одеваем в холод?
Шубки.
Любим все?
Снежки, салазки.
А читаем часто?
Сказки.
Звук согласный проверяй,
рядом гласной подставляй!
Грядка.
Нет чего? — Нет грядок.
А тетрадка? —
Нет тетрадок.
Зубки!  Изменили — зубы.
Шубки!  Проверяем — шубы.
Ждем снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.

Мышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и берёзка, и серёжки.

Обед, завод, медведь, кровать,
отряд, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.


Рыбка, грядка, кружка, гладко,
травка, сетка и тетрадка,
крышка, лапка, лодка, ласка,
книжка, ложка, утка, сказка.


Ложка, лодка, рыбка, грядка,
шутка, утка и тетрадка,
книжка, крышка и рубашка,
травка, сетка, промокашка.


Дружки, снежки,  прыжки,
сапожки, рожки, пирожки,
лужки, флажки и ложки,
кружки и поварёшки.


Эти запоминалки помогут малышу  понять, для чего служит разделительный Ъ, а для чего смягчающий Ь, где их писать. Подробнее дано в статье 
Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим шест,
вместо «есть» напишем ест,
станут пенками «пеньки»,
уголками — «угольки»,
«банька» в банку превратится.
Вот что может получиться, е
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.
День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нёс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Укажи, в каких словах
не напишешь мягкий знак.



Разделительный Ь
Я в корнях(словах) стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
перед я, ю, и, е, ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.
Разделительный Ъ
Было «сели»,
стало «съели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье


   Приведу несколько заданий такого типа, на­правленных на накопление зрительного вос­приятия орфограммы
 в именах и фамилиях людей, названиях городов:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте — Имя буквой выделяйте.
Кошка — Маришка,
Котёнок — Тишка,
Щенок — Дружок,
Цыплёнок — Пушок,
Корова — Бурёнка,
Коза — Найдёнка,
Поросёнок — Хрюша
и бычок — Гаврюша.
Все их клички до одной
пишут с буквы прописной!
Кошка — Пушинка,
Собака — Смешинка,
Петух — Крикун,
Козёл — Бодун,
Воробей — Тишка,
Поросёнок — Гришка.
Красотка-синичка.
Как напишешь клички?

Задания, на­правленных на накопление зрительного вос­приятия орфограммы  
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ча и ща, ча и ща
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча
с буквой а и ща и ча.
Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча
все слова на ча и ща.


Сочетанья ща и ча
в словах пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать —
нужно с буквой а писать.


Я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу
я с у пишу и чу, и щу.

Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу
я пятерку получу.


Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.


Правописание ЧН и ЧК

Ёлочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
булочка и строчка,
свечка, печка, точка!
Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.


Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка

Вы убедитесь , что детям нрави­тся встречаться с запоминалками снова и снова.  Усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях будет непроизвольно пере­носиться  ими на незнакомые слова, регули­руемые тем же орфографическим правилом правописания.
Стихотворная форма заданий вырабатывает одновременно  и темп, и ритм речи, формирует навык чтения и письма, способствует выработке самоконтроля. Самое главное – положительное отношение к учению!

9 комментариев:

  1. Очень здорово и интересно! Это можно использовать даже моей сестре, а она учится в 6 классе...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Мария. Я рада, что эти легкие и веселые стишки могут принести кому то радость учения.

    ОтветитьУдалить
  3. все круто, но я вот сталкиваюсь с самой главной проблемой не в написании слов, а в знаках пунктуации.

    есть ли стишки, чтобы без всяких заумных названий речи обьяснялось в каких случаях ставить запятую, в каких тире ?

    ОтветитьУдалить
  4. В правописании знаков пунктуации стишками не помочь, здесь 3 варианта, либо интуиция от природы, что в определённой месте нужно поставить тот, или иной знак, либо учить правила как и где писать знаки препинания, либо читать очень много книг, тогда подсознание впитывает очень много информации и запоминает применение знаков пунктуации, а когда человек начинает писать сам, то мозг анализирует имеющуюся информацию и применяет её в новых условиях, то есть в том тексте, который человек пишет.

    ОтветитьУдалить
  5. К сожалению, так же незатейливо, как в заметке “Запоминалки для развития грамотности письма” рассказать о том, как с помощью знаков препинания передать смысл и структуру предложения; как применять в конкретном тексте правила, обобщающие бесчисленное множество случаев я не смогу. Было бы интересно представить схемами, но я не смогла их начертить.
    Читайте о некоторых правилах пунктуационного поведения в заметке "Секреты пунктуации".

    ОтветитьУдалить
  6. ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО НАШЛА ЗДЕСЬ ДЛЯ СВОЕЙ РАБОТЫ С ДЕТИШКАМИ БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  7. класс, еще увидел другие запоминалки на разные темы на pomnu.ucoz.ru

    ОтветитьУдалить
  8. помогите мне пожалуйста надо очень много слов на слог щу.....

    ОтветитьУдалить
  9. Воспользуйтесь разного рода словарями, просто выпишите эти слова.

    ОтветитьУдалить