Мудрецы говорили, что ум – это первое условие для счастья.
Если ребенок, не подумав над вопросом или вовсе не дослушав вопроса до конца, торопится ответить как можно быстрее, ему просто не хочется думать. Один ребенок (если это первоклассник на уроке) таким образом стремится обратить на себя внимание, а другому правильный ответ не так важен, как желание избавиться поскорее от вопроса. Они просто отказываются думать и делают это очень изощренно. Для такого ребенка самое приятное состояние – это состояние отсутствия мысли. Постепенно такое расслабленное состояние переходит в привычку, в леность ума, а далее в леность характера.
Ум можно развить. Мыслительные процессы развиваются по мере познания, изучения окружающего мира, явлений природы, отношений между людьми. А затем в процессе обучения и воспитания человек учится мыслить всю жизнь.
Развитие способности думать зависит от желания и времени родителей, которое посвящается занятиям со своим ребенком. Помогите избавиться ему от лени, поверхностного и торопливого мышления. Приучайте к кропотливой, упорной умственной работе. Даже при списывании предложения “С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк” (А.С.Пушкин), ученик 4-го класса может дома объяснять написание личных окончаний глагола вслух. Например:
В этом предложении глагол “выходит”, он стоит в настоящем времени, в 3-м лице единственного числа, его окончание безударное – “-ит / –ет”, нужно проверить. Нужно узнать спряжение – I или II. Для этого ставим в неопределенную форму: “что делать?” - “выходить”; неопределенная форма оканчивается на “-ить”, значит, глагол II спряжения, в окончании должен быть звук [и], пишем окончание “-ит”: “выы-хоо-дии-т”.
При решении уравнения: 987 + (Х : 13) = 2456 дома, пусть ребенок рассуждает вслух так, как делали это на уроке. Например:
987 + (Х : 13) = 2456 | “Это уравнение, неизвестным является слагаемое, которое выражено частным. |
Х:13 = 2456 – 987 | Пишу… Вычисления делаю справа столбиком…. |
Х:13 = 1469 | Левую часть – Х:13 переписываю. Частное Х:13 равно 1469. Получили простое уравнение, где неизвестным является делимое |
Х = 1469 * 13 | пишу… Чтобы найти делимое, надо частное 1469 умножить на делитель 13, Умножаю столбиком, записывая слева. |
Х = 19097 | Делаю вывод: Х равно 19097. |
987 + (19097 : 13) = 2456 | Делаю проверку. Для этого значение Х подставляю в первоначальное уравнение и просчитываю левую часть, представленную суммой, каждое действие столбиком, записывая слева. |
2456 = 2456 | Левая часть равна правой, значит уравнение решено верно. |
Рассуждая, ребенок учится правильно выражать свои мысли вслух, правильно говорить. Силу уму дают только упражнения, а не покой.
А.З.Зак в брошюре “Как определить уровень развития мышления школьника” (М:Знание, 1986) указал основные показатели развития мышления младшего школьника:
- умение выполнить простое умозаключение
- владение действиями анализа,
- владение моделированием,
- сформированность действия рефлексии,
- способность действовать в уме.
О возрастных нормах и основных тенденциях развития ребенка от 7 до 10 лет излагается в книге "Младшие школьники: Особенности развития, И. Ю. Кулагина | Растим первоклашку .
Очень важная тема! Пишите о ней ещё, потому что, я уверен, у Вас есть, что ещё добавить.
ОтветитьУдалить(небольшая опечатка - лищняя открывающая скобка в первом пункте завершающего заметку списка)
Благодарна Вам за искреннюю поддержку. На самом деле, это интереснейшая работа - учить думать малыша. Натренировать, "натаскать" можно, говорят "медведя можно научить", а учить так, чтобы ребенок добровольно выбирал самые сложные задания и получал удовольствие от думания - это мастерство. Это труд, но благодарный труд!
ОтветитьУдалитьЛично меня все эти пояснения только мешали. Возьмём к примеру задачи, решение которой можно записать одним выражением, а можно - по действиям. Лично мне по действиям было решить на порядок тяжелее, чем составить выражение. Я не отвлекался на "лишние" действия. У меня часто бывало, что я знал, что надо от этого отнять это, но сформулировать, что это цифра обозначает для меня было отдельной весьма трудной задачей.
ОтветитьУдалитьПо-поводу решения уравнения. ИМХО, эти все объяснения лишние. До нахождения корня оно решается "механически".
ОтветитьУдалитьВнимание нужно обратить на обязательности проверки. Также сколько корней мы ожидаем найти (ну, это можно делать после изучения квадратных уравнений).
Насчет проговаривание в слух. Я никогда этого не делал, даже при чтении в первом классе (правда, я читал в слух раньше - маме на кухне, пока она картошку чистила. :-)) Единственное исключение - изучение стихотворений наизусть.
ОтветитьУдалить"По действиям было решить на порядок тяжелее". Это свойственно детям,умеющим держать в уме много операций, которым не охота записывать подробно, да еще расписывать пояснение к каждому действию. На самом деле запись решения задачи выражением - это круто. Выражение, которое является решением Вашей задачи, состоит из ряда математических выражений, т.е по сути дела действий. Прежде чем записать решение задачи выражением, вы проделывали не одну умственную операцию в уме:
ОтветитьУдалитьпоследовательно выбирали необходимые действия, держали в уме, что обозначает результат каждого выражения,
определяли последовательность записи, место скобок (если они нужны).
"Сформулировать, что это цифра обозначает для меня было отдельной весьма трудной задачей"- я Вас уверяю, что причина как раз и была в том, что рано Вам разрешали сворачивать последовательную запись решения в выражения. Это называется механическое решение, не осмысленное.
У Вас уравнение решается "механически", я согласна. Одна из причин почему Вы никогда не проговаривали вслух - может быть в том, что быстро переходили на внутреннюю речь, что тоже похвально (таких детей немного). Жаль, что проходило это, скорей всего, стихийно. У ребенка навыка в решении еще нет, ему надо осмыслить: где находится неизвестное, как его найти, какое правило для этого использовать, как записать...и только после этого вырабатывается навык.
Проговаривание вслух в сочетании с "мышечной памятью" (письмом)- лучший способ осмысления.
Если ребенок, не подумав над вопросом или вовсе не дослушав вопроса до конца, торопится ответить как можно быстрее, ему просто не хочется думать.
ОтветитьУдалить¯¯¯¯¯¯¯¯
Ну разумеется, но не нехочется, а лень. Разница в том, что думать хочется, но по минимуму.
Нет, ну конечно есть и такие, которые не думают, а просто лезут не в своё дело — у них недостаток внимания, избавится от вопроса в этом случае можно только если собеседник сам либо не в состоянии на него ответить, либо готов на него ответить :) ...и не может дать наводящий вопрос, если может и много — сам себе словишь проблем.
А постоянное наличие мысли чревато сильной усталостью и неспособностью сделать что-либо — отложить мысль тоже надо уметь. Без отсутствия мысли невозможен отдых, без отдыха человек не живёт.
Кстати, лень еще заключается в нежелании сменить род мыслительной деятельности, а не только в нежелании самой этой деятельности.
Поэтому ребёнка нужно учить не только желанию задуматься, но также и желанию отложить мысль, если не получается её завершить.
Не забывайте, что с ростом времени решения определённого вопроса растёт уровень стресса и если этот стресс превысит критическое значение, то все предыдущие труды могут пойти насмарку. Восстановление после такого довольно медленное и идёт параллельно, т.е. ситуация может повториться в процессе восстановления. Этот процесс обычно не осязаем.
Избавьте ребёнка от лени, включая лень к перемене деятельности — желание узнать что-то новое у него само появится. И уже только во вторую очередь развивайте ум.
По действиям тяжелее решать не умственно, а физически — лень причина, экономия энергетических запасов организма.
ОтветитьУдалитьЧтобы этого избежать надо чтобы ребёнок кому-то объяснял как нужно решать эту задачу. Потому как необходимости "пишу", "столбиком", "проверяю" очень быстро теряют свою необходимость — как только ребёнок научился решать, ему нет больше смысла это делать. То, что надо закрепить это умение он не понимает.
А что значит "проговорить вслух" — это чтобы другие могли слышать? Или просто сформировать слова?
ОтветитьУдалитьТак, к примеру, когда я читаю или пишу, то у меня работает внутренняя речь, а когда решаю простой пример — внутренняя речь не работает, пример решается в уме настолько, что даже формирование слов не требуется.
А вот механическое решение это решение, когда даже не думаешь — у меня так было на одной контрольной по математике, я решил пример механически, не думая, и оказалось, что это решение было не оптимальным, но с моей точки зрения я затратил меньше усилий, чем бы в том, оптимальном, случае.
"Проговаривая вслух" - так дети дошкольного и младшего школьного возраста делают обсалютно всё, так как индивидуальный тип мышления ещё не сформировался. Им очень трудно что - либо писать или решать не проговаривая, из-за того, что на данном этапе развития у них наглядно - образное мышление, поэтому почти все дети в таком возрасте пока не проговорят что они собираются сделать, они не могут сделать правильно, либо сделать вообще. Втечении развития ребёнок не может пропустить эти стадии развития, когда мышление формируется этап за этапом, но существуют такие, у которых эти стадии сменяют друг друга очень быстро, и впоследствии человек не вспомнит как у него сформировалась внутренняя речь.
ОтветитьУдалитьЕсли говорить о механическом решении, то это более совершенная внутренняя речь, то есть, выработанны такие навыки решения, что человек просто не замечает насколько быстро работатет его внутренняя речь. Например таблица умножения - когда дети изучают её впервый раз, то они проговаривают что на что умножают и сколько раз, объясняют почему получился именно такой ответ. Затем таблица умножения применяется во всём школьном курсе. И уже в средних и старших классах дети моментально называют ответ почти не задумываясь, и человек абсолютно уверен что ответ он дал механически, а на самом деле мозг так сильно натаскали, что за работой внутренней речи невозможно уследить.
Это свойственно детям,умеющим держать в уме много операций, которым не охота записывать подробно, да еще расписывать пояснение к каждому действию.
ОтветитьУдалитьТак оно и было.
"Сформулировать, что это цифра обозначает для меня было отдельной весьма трудной задачей"- я Вас уверяю, что причина как раз и была в том, что рано Вам разрешали сворачивать последовательную запись решения в выражения. Это называется механическое решение, не осмысленное.
В первом классе точно не разрешали, разрешили где-то в середине второго-третьего класса, не помню точно. Я "выкручивался" по-другому, я писал выражение, а потом разбивал его на отдельные действия и "придумывал" что-же я этим действием находил. :-)
Естественно, выражение я писал в черновике, чтобы учительница не видела.
ОтветитьУдалитьА насчёт проговаривания вслух я никогда не понимал зачем это нужно. Очевидно, это связано с тем, что я научился читать про себя довольно рано. Я проговаривал вслух только когда учил стихотворение наизусть.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить