понедельник, 17 мая 2010 г.

Готовим пальчики малыша к письму

Труднее всего первоклашке, да и второклашке приходится на уроках русского языка, потому, что процесс письма для малыша  очень сложен из-за неготовности руки к письму.  “Можно ли помочь ребенку?”— задают справедливый вопрос родители  в комментариях к заметке “Как повысить скорость письма?” .

Согласно данным психологов и физиологов трудности при овладении техникой письма объясняются:

  • слабо развитыми  мышцами пальчиков и кистей рук,
  • недостаточностью развития мышц предплечья и плечевой части пишущей руки,
  • несовершенной координацией движений пальцев,
  • отставанием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо),
  • слабой ориентацией в пространстве и на плоскости,
  • незаконченностью окостенения запястий и фаланг пальцев: рука быстро утомляется, ребенок  устает. 

Как развить мелкую мускулатуру руки

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу: захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж пальчиков, рисование каракулей, резание ножницами, занятия на домашних снарядах (кольца, перекладина) и многое-многое другое. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — это лепка из пластилина, теста, глины.

Для укрепления двигательного аппарата пишущей руки можно предлагать детям штриховку, раскрашивание рисунков. Выполнение штриховки, развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Постепенное развитие  и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки будет эффективным, если давать разного вида штриховки:

  • короткими частыми штрихами,
  • мелкими штрихами с возвратом,
  • длинными параллельными отрезками,
  • круговую штриховку от центра рисунка.

При штриховке рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме.  Поскольку  усталости он не чувствует, то родители могут учить ребенка сосредотачиваться на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования:  на посадку ребенка, на положение рук, на положение кисти пишущей руки, на положение листа бумаги, на положение карандаша, на правила пользования карандашом (ручкой, кистью).  Соблюдение этих правил в дальнейшем поможет ребенку преодолеть трудности технической стороны письма. 

На развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки можно предлагать такое упражнение. Например, начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). Дайте ребенку простой мягкий карандаш  и попросите в этих квадратах поставить по всей площади как можно больше точек. При чем, точки стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их подсчитать.  Работает ребенок в максимальном темпе  30 секунд, через каждые 3 секунды   переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.  Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости кисти руки. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.

На развитие согласованности действий глаз и рук. Ребенку в процессе учебы  придется  одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать задание.  Это очень сложный вид учебной деятельности.  Внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Отсюда проблемы при списывании или срисовывании. Им легче рисовать (писать) по памяти, чем с натуры. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.   Для развития у ребенка умения   ориентироваться в своей работе на образец, нарисуйте на листе бумаги, постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать.  Упражнения такого вида развивают не только тонкую моторику руки, но и  произвольное внимание,  пространственное восприятие.

Для тренировки пальчиков можно выполнять, так называемые графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки.  Например, ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки, точно попадая в мишени. Можно пройти по узкому лабиринту и выйти из него, не задевая стен; провести свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель; найти выход из пещеры; проследить путь бабочки.   Старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.  Этой же цели служит пальчиковая гимнастика:

  • "Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • "Человечек" — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки  "бегают" по столу.
  • "Слоненок" (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) "идет" по столу.

Итак, развитие пальцев и кистей рук  процесс длительный, да и не из легких, но помочь ручкам малыша можно. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, а карандашом и кистью,   как правило, еще не владеет. Дальнейшее формирование двигательных навыков  будет проходить интенсивнее, если ребенок будет иметь возможность подражать взрослому и слушать объяснения мамы и папы.

Терпения и успехов вам и вашему малышу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий