вторник, 25 мая 2010 г.

О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма

Под каллиграфией в школьной практике понимают  искусство писать  четким и красивым почерком.  Наблюдения  показывают, что сегодня выработке каллиграфического почерка  учителя стали уделять все меньше и меньше внимания.  С одной стороны это и объяснимо: сложность процесса формирования графического навыка, большой объем изучаемого материала на уроке, да и умение пользоваться письменным рукописным способом  общения  не является сегодня исключительно важным.  С другой стороны – степень владения техникой письма (каллиграфией) в некоторых случаях  оказывает влияние на грамотность. Например, замечено, что:

  • При крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.
  • Нечет­кое или неправильное изображение формы букв, их соедине­ний, небрежная запись слов, в целом тексте приводит к ошибкам типа: потенул (потянул),  Олога (Ольга).
  • Появление лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна является  результатом механического закреп­ления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти уча­щихся и сохраняется в их письме на определенное время.
  • При ускоренном письме часто наблюда­ются замены, искажения букв. И. Н. Садовникова, исследовав­шая причины нарушения письменной речи у младших школь­ников, объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд  схожи; а буквы - оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь  схожи  в движениях руки при их записи.   В этих буквах совпадает начертание первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р).
  • Слишком медленное  письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)д, ж(у)к, каш(а),б(е)лка) или   согласных при стечении (например, вс(т)реча, лам(п)а). 

  Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например, записывая слово маки, ученик мысленно проговаривает первый слог ма, рука успевает записать только букву м; ученик, не ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает второй слог – ки, и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу воспроизводить новый слог, появляется запись мки. Вот почему  надо “Готовить пальчики малыша к письму” .

По И. М. Дьяконову  “Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных образов”. Под начерта­тельными обозначениями обычно понимаются буквы, объединение которых в слоги и слова  регулируется специальными пра­вилами каллиграфии и орфографии.  Отсюда взаимосвязь каллиграфии и грамотности.

Считаю, что, уделяя  больше внимания  каллиграфии  (четкости начертания букв, правильности их соединения, разборчивости письма)   в начальной школе,  мы обеспечиваем условия  для  выработки грамотного письма в дальнейшем. 

С глубоким уважением ко всем,  кто   думает иначе.

3 комментария:

  1. "Появление лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна"
    имеется в виду Ввода и Оодна? И еще вопрос, если написание образцов вроде "Аа" приводит к таким проблемам, то что надо делать? Ограничивать написание таких образцов, использовать вместо них более реальные буквосочетания?

    ОтветитьУдалить
  2. «…что надо делать?»
    Надо знать причины. «Появление лишних двойных букв – результат механического запоминания образца типа Аа». Такие ошибки у детей бывают в период обучения грамоте, когда у него нет еще зрительно-двигательного опыта, когда у малыша еще несовершенен зрительный, и двигательный контроль за движениями руки.
    Он весь сосредоточен на одной задаче - написать букву или слово, а ему надо помнить и о положении тетради, и о том, чтобы не сжимать ручку и не давить на нее изо всех сил. В это же время он следит, как ведет руку при письме, каков пробел между буквами, какова их форма, на строке ли они, нарушен ли наклон и т.д.
    «…что надо делать?» Учителю знать психофизиологические особенности формирования графических навыков письма, а родителям готовить руку ребенка к письму весь дошкольный период, и не только руку.
    Если малыш и мозаикой занимается, и яйцо сам чистит, и огородно-полевыми работами занимается совсем немаленькой лопаткой, я уверена, с такими проблемами он не встретится.
    Спасибо, Илья.

    ОтветитьУдалить
  3. Алевтина Фёдоровна передайте привет моей маме пожалуйста.

    ОтветитьУдалить