суббота, 20 марта 2010 г.

Основное средство обучения любому предмету – это учебник.

Учитель, выбирая программу, прежде всего изучает УМК (учебно-методический комплекс).  Родители, отправляя ребенка в школу, думают: “Попал бы к хорошему учителю!”

Учебники проходят экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований,  на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ. Приказом Министерства образования и науки РФ допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению.  Учащиеся не видят в учебнике самоучителя,  основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Часто и ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать.  В таком случае, учится он стихийно, неуправляемо, используя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные (вроде зубрежки).     Учится такой ребенок ниже своих возможностей или достигает успеха ценой тяжелого труда, что  снижает его интерес к учению.   В чем причина: в учебниках, в нерадивых детях, учителях? 

Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.  Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю что одной из главных задач учителя начальных классов,  учителя-многопредметника  является формирование у детей: 

  • положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
  • желания работать с учебником;
  • приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

Я работала по разным программам, следовательно и с разными авторами учебников.  Каждый  авторский коллектив по своему создает условия ребенку для понимания изучаемого вопроса  и для последовательного формирования состава умений работы с учебником.   Надо только учителю видеть:

  • все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника,
  • не использовать поверхностно материал учебника,
  • не игнорировать учебник,  не заменять его своим рассказом.

Счастье учителя начальной школы в том, что у  него есть единомышленники - родители, которые всегда готовы помочь учителю в том, чтобы ребенок хотел учиться и мог это делать.  Учебную деятельность младшего школьника дома организуют родители, а значит им интересно знать и основные идеи программы, и структуру учебников, и какие цели ставили авторы учебников, и  как  учить своего ребенка разумно учиться самостоятельно по учебнику.  Об этом надо говорить не только с детьми, но и с их родителями, тогда и не будет  равнодушного отношения к учебнику.  Школьник будет использовать учебник на уроке и дома как справочник, в котором всегда можно найти материал, уточнить то, что забыл или недостаточно понял.

Обучение приемам работы с учебником я начинала с первых школьных дней ребенка. Мои маленькие методические находки были направлены на то, чтобы дети видели в авторе друга, поверили Моро М.И., Истоминой Н.Б., Аргинской И.И. (авторы учебника математика); Чураковой Н.А.,  Кубасовой О.В.. Бунееву Р.Н. (литературное чтение); Рамзаевой Т.Г., Поляковой А.В. (русский язык).  Для этого я не давала по учебнику заданий вида “Читайте  правило или посмотрите упражнение….”, не имеющих в себе задачу. Старалась дать задание, которое побуждало бы малыша обратиться за помощью к учебнику, к самостоятельному поиску рекомендаций автора (правил, образцов рассуждений и записи решения, примеров-помощников…)  по выполнению данного задания. 

Особенно дети любят получать задание от имени самого автора  учебника. Если не могут справиться с заданием, рассуждают: “Может Антонина Владимировна специально дала нам некорректное задание” или “Не могла же  Наталья Борисовна дать невыполнимое задание, значит ранее она нас готовила к его выполнению”  и начинают листать учебник, искать помощь.  В ходе выполнения творческих, практических работ не запрещала детям обращаться к справочной литературе или учебнику. Более того учила оформлять шпаргалки по материалам учебника. Сначала мы делали их коллективно. Затем подробную шпаргалку, по мере усвоения материала,  ребенок сворачивал самостоятельно, снова пользуясь учебником, до схемы или таблички и помещал ее в удобное  место (тетрадь, дневник, учебник,  перед домашним рабочим столом). Придумывала разные приемы, создающие ребенку потребность обращения к учебнику, а не принуждение.

В результате многократного обращения к учебнику, дети свободно владели  рассмотренным содержанием. При надобности ребенок на уроке или дома с легкостью находил ответ на любой вопрос самостоятельно.  Кроме того учебник играл мотивационную информационную и систематизирующую функцию.  

Конечно формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но  вполне осуществимый и доступный. 

Если у Вашего ребенка начались двойки и учиться ему уже не хочется,  превратить учебу в удовольствие поможет Школьная неуспеваемость Диагностика причин. "Работа над ошибками" Е.Н.Емельянова 

5 комментариев:

  1. Алевтина Федоровна, у вас ошибка в оформлении ссылки в последнем абзаце.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень важный вопрос - самостоятельная работа с учебником. Наверное, самое главное здесь это выработать навык именно самостоятельной работы с литературой (не только учебником, но и справочными пособиями). Умение пользоваться содержанием для поиска нужной темы, уметь воспользоваться алфавитным и предметным указателями. Нужно как-то научить ребенка найти нужную ему информацию в книге.

    ОтветитьУдалить
  3. Мне очень понравилась эта тема. Я не придавала этому вопросу особого значения, а теперь совсем иначе смотрю на это.
    Спасибо.
    Тема достаточно сложная. Теперь я понимаю, что это "НУЖНО", но не понимаю "КАК".
    Если у Вас будет время и желание, может как-нибудь вернетесь к этому вопросу и расскажите на конкретных примерах.
    Родителям иногда приходится разжевывать еще больше, чем детям :)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо!
    Вы смотрите гораздо глубже и это замечательно!!! Самое интересное в том, что ребенок готов учиться искать нужную ему информацию в книге. Он рождается с природными задатками к взрослению, развитию.
    А обучение в школе чаще нацелено на качество знаний, т.е. на подготовку к той самой жизни.
    Многие специалисты в области психологии мышления (Дж.Брунер, А.М Матюшин)подчеркивали мысль о том, умственная деятельность ученого, сделавшего "эпохальное" открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Школьнику легче изучать математику, русский, химию, действуя подобно ученому, чем получать знания в готовом виде. Отсюда, самым важным приобретением ребенка в школьные годы - мотивация самообучения.
    А мы ему - репетитора.
    Существовала некогда пословица,
    Что дети не живут, а лишь готовятся.
    Но вряд ли в жизни пригодится тот,
    Кто, жить готовясь,
    в детстве не живет.
    С.Я Маршак.

    ОтветитьУдалить