В.И.Даль, великий собиратель русских слов, создатель “Толкового словаря русского живого великорусского языка”, считал знаки препинания такими же полноценными языковыми знаками, как буквы. Каково же “географическое положение” пунктуационных знаков? У них есть три излюбленных места обитания:
- первое - это конец предложения, где поселились вопросительный знак, восклицательный знак, точка и многоточие;
- второе - граница между простыми предложениями в составе сложного, где обитают запятая, точка с запятой, двоеточие и тире;
- третье - “пространство” внутри простого предложения, здесь можно встретить не только запятую, двоеточие или тире, но и такие сравнительно редкие знаки, как кавычки, скобки, многоточие.
К сожалению, так же незатейливо, как в заметке “Запоминалки для развития грамотности письма” рассказать о том, как с помощью знаков препинания передать смысл и структуру предложения; как применять в конкретном тексте правила, обобщающие бесчисленное множество случаев я не смогу. Попытаюсь чуть-чуть сказать о некоторых правилах пунктуационного поведения.
Так ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Обозначим прямую речь – П (или п). Авторские слова – А (или а)
- А: «П». В десять часов утра он степенно являлся, кланялся и говорил: «Кушать подано».
- А: «П?» Знакомый голос сказал: “Подвезешь меня?”
- А: «П!» В маленький городок вихрем ворвалась весть: «Царя скинули!»
- «П», - а. «Отдыхайте», - сказала мама.
- «П!», - а. «Бедненький! Ишь как потрудился-то!» - сказал папа.
- «П?», - а. «Правила-то я знаю, да что толку?» - жаловалась школьница.
- «П, - а, - п». «Думаю, аппетит у него не пропадет, - сказал папа, - а что его наказать следует, это я и сам знаю».
- «П, - а. – П». «Пой и не переставай петь, - сказала она. – Я за это не оставлю тебя».
Так ставятся разделительные знаки препинания.
Запятая |
|
Точка с запятой | Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда (И.Тургенев) |
Тире (знак молчанки) |
|
Двоеточие | Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни (А.Пушкин) |
Расставлять даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения!) не так уж легко: надо вдумываться в смысл текста. Но еще более напряженно приходится думать над пунктуацией в середине предложения. Здесь надо мысленно вычленять блоки, искать их границы, в соответствии с правилами выбирать нужные знаки.Постичь тайны постановки знаков препинания нельзя без знания синтаксиса.
Спасибо.
ОтветитьУдалитьВ последнем примере с прямой речью выделите, пожалуйста, кавычку и точку в конце предложения тоже жирным.
А у нас в школе были опорные конспекты по русскому языку. Их нужно было дополнить и раскрасить. До сих пор в глазах стоят. И так интересно было!
>> «П, - а, - п». «Думаю, аппетит у него не пропадет, - сказал папа, - а что его наказать следует, это я и сам знаю».
ОтветитьУдалить>> «П, - а. – П». «Пой и не переставай петь, - сказала она. – Я за это не оставлю тебя».
Извините, а чем различаются эти два варианта? Я имею ввиду в каких случаях после слов автора нужно ставить точку, а в каких запятую?
Спасибо! Опорные конспекты, схемы - это опора мысли ученика, опора его практической деятельности. Не удивительно, что Вам было интересно. Мастерски организованный умственный труд приносил Вам радость.
ОтветитьУдалитьУ меня была попытка представить правила пунктуации схемками, но это оказалось так кропотливо и так медленно. Спасибо еще раз.
Первый случай ("П,-а,-п".)
ОтветитьУдалитьЕсли на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
Второй случай («П,-а.–П».)
Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Спасибо.
Ах, да, точно. Спасибо за разъяснения. Школьная программа уже подзабываться начала, прямую речь и не использую никогда.
ОтветитьУдалитьЗаинтересовать детей учиться - действительно мастерский труд. Мне очень повезло с моим учителем русского языка и литературы. Ей удавалось это сделать.
ОтветитьУдалитьОпорные конспекты были напечатаны в виде брошюры, и представляли собой схемки и рисунки с правилами.
некоторые нужно было дополнить, некоторые раскрасить. Что-то делалось на уроке, а что-то дома.
Очень удобно было то, что все правила были сконцентрированы в отдельном пособии и представлены схематично. Например, в одной части листа само правило, а в другой исключения.
Правда это было уже не в начальной школе, а постарше.
Где-то же эти конспекты должны быть. Прямо разыскать их захотелось :)
Кстати, пособие по такому же принципу использовал преподаватель в институте (только это были уже "цифровые системы коммутации"). Тоже конспект принес ощутимую пользу.