четверг, 25 марта 2010 г.

“Все начинается с детства” С.В.Михалков

Мы, родители, да и учителя, зная о пользе образования, считаем, что учеба в школе должна стоять на первом месте. Но наши дети так не считают. Для них какая-то польза, в каком-то отдаленном будущем не так интересна, как их настоящая жизнь с различными играми и развлечениями. Они не только готовятся к жизни, но и живут уже сейчас. Младший школьник идет в школу не только за знаниями.  У каждого из   них  своя особая жизнь, что и надо учитывать  при  организации учебного процесса. 

Был у меня первоклассник совершенно не готовый к обучению. Причина его “школьной незрелости” объяснялась тем, что его слишком рано привели в школу. Поскольку я никогда не запрещала приносить игрушки в класс, то Вова вопреки уговорам родителей в рюкзаке, карманах, сумке для обуви нес все, что было необходимо для реализации его бесконечных идей: строительные материалы, инструменты, технику…     Однажды прихожу утром в класс, а мои книги, тетради лежат на полу. На их место в шкафу Володя  поместил свои инструменты, какие то нужные строительные материалы.  Мимоходом  объяснил мне, что я занимаю слишком много ящичков, а ему самого необходимого некуда положить. 

С трудом мы с ним научились читать, писать под диктовку, к математике он относился более менее  сносно. Сложность была  в том, что ему было некогда об этом на уроке даже подумать.  Терпимее к урокам в 40 минут он стал относиться к концу 2-го класса, а интерес к процессу учения – в третьем.  В результате закончил с отличием университет по специальности математик – программист, готовится к защите диссертации. По-моему сейчас он в Штатах. Это я  рассказала к вопросу о развитии мотивации самообучения у  детей, живущих своей насыщенной  жизнью. В работе с  Вовой  мне очень помогала игра в ученых, исследователей.

Этот прием дает возможность  ученику взять инициативу в организации своей познавательной деятельности.  Позволяет поставить ребенка в позицию исследователя. Тем более, что дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи.  Еще в  дошкольном возрасте исследовательская активность проявляется в любознательности, которая выражается в самостоятельной постановке бесконечных вопросов. Правда со временем, мы взрослые эту самую любознательность  активно гасим.  По причине занятости или отсутствия настроения   мы  уходим от  решения проблемы, часто отталкиваем   ребенка: “Не задавай глупых вопросов”, “Не мешай, я занят”. В начальной школе исследовательская позиция проявляется в проблемных ситуациях, в ситуации познания, открытия нового. С большим интересом они участвуют в разной исследовательской работе, организованной на уроке:

  • исследование литературного произведения,
  • исследование задачи, математического выражения,
  • исследование предложения, 
  • исследование жизни насекомых, птиц.

Например, для формирования вычислительных навыков можно  давать ребенку тренировочные  задания на нахождение  верных равенств: 21658:7=3094;  162300:6=27050, а можно давать кратковременные исследовательские  задания на анализ операций,  входящих в алгоритм письменного деления,

1. Соедини пары выражений, значения которых содержат одинаковое количество цифр:

  • 125:5
  • 21007:7
  • 2712:4
  • 6123:3
  • 1087:9
  • 75:5

2. Объясни, почему при делении одного и того же числа на однозначное число в одном случае получили шестизначное число, а в другом пятизначное: 357675:3=119225; 357675:5=71535

3. Не вычисляя значений выражений, поставь знаки  < или >. чтобы получились верные неравенства:

137532:146 … 253242:198                          981189:99 … 123450:25
1834:7 …  783:9                                           575640:82 … 422712:19
8554:91 … 7488:72                                      57365:35 … 42936:12
720009:9 … 630007:7                                  674460:90 … 73531:23
43296:96 … 52923:59                                   84952:41 … 546848:92

4. Составь равенства, в которых:

  • делитель – двузначное число, а значение частного – трехзначное число.
  • делитель – однозначное число, а значение частного – четырехзначное число.
  • делимое и значение частного – четырехзначные числа.

5. Догадайся! Какое из чисел: 31, 35, 9, 8, 14  является значением каждого выражения: 5742:638;  6768:846;  4256:532;  7595:217;  9858:318;  2002:143 ?

6. Можешь записать значения всех выражений, не выполняя деление “уголком”: 926926:926;   574574:574;   565565:56;   13451345:1345;  18181818:18 ?

7. Не вычисляя значений выражений, разбей их на группы: 18144:756;  10116:12;  17744:68;   11999:13;   24660:548;   19920:83.

Отрабатывая   деление, можно подметить с учащимися закономерности, связанные с делением. Например:

  • Возьмем равенство 456:19=24. Умножим делимое и делитель на одно и то же число, например на 3, а затем первое произведение разделим на второе: 456*3=1 368; 19*3=57; 1368:57=24. Получили тот же результат.
  • Возьмем еще одно равенство 312:13=24. Сложим делимые и делители соответственно первого и последнего равенства и разделим первую сумму на вторую: (456+312):(19+13)=768:32=24. Опять получим тот же результат: 24.

Всегда ли в таких случаях получим то же самое число? С вопросов такого вида и начинается исследовательская деятельность малыша. 

“Ребенок, как целостная и развивающаяся личность, входит в школу таким, какой он есть, не имея возможности, да и не желая трансформироваться только в ученика” – утверждает Ш.А.Амонашвили.  Задания исследовательского характера  и ставят ребенка в позицию исследователя, ученого развивают мотивацию к самообучению. 

4 комментария:

  1. Алевтина Федоровна, даже мне было интересно посчитать примеры :)
    Сохраню этот пост на будущее(у нас еще маленький ребёнок).
    По математике мне очень нравится книжка А.К. Звонкина "Малыш и математика". Тоже очень здорово описано общение с детьми, а не только сами задания.
    Еще купила задачник Е.Г. Козловой "Сказки и подсказки". С мужем вечер просидели. Так занимательно!

    Сейчас много разных школьных программ для обучения. Я как рядовая мама теряюсь. Если у Вас будет желание и время, могли бы Вы рассказать нам о них немного, чтобы помочь с выбором.

    ОтветитьУдалить
  2. Если Вас, взрослых людей увлекли детские книжки по математике, значит они хороши! В любом случае Вы приподнесете своему малышу эти книги с любовью, а это значит, что и малыш не останется равнодушным. Не спешите только говорить ответы вперед ребенка. Наберитесь терпения и стимулируйте его рассуждать вслух по содержанию задания. Ребенку надо время для осмысления самого содержания задания. Возможно, пока ребенок осмысливает содержание, у него пропадет желание искать ответ (зависит как от возрастных, так и от его индивидуальных особенностей).

    В настоящее время в школах России 2 системы образования и 11 действующих образовательных программ. Каждая из них по-своему хороша. Каждая снабжена умными учебниками. Мое мнение - надо выбирать не программу, а учителя. Начальная школа - это особое звено в образовательном процессе, это становление личности, фундамент развития и всех учебных умений, залог здоровья, формирование мужского и женского достоинства, основа духовности. Пусть начальную (материнскую) школу ребенок проживет, защищенный любовью не только мамы и папы, но и учителя.
    Выбирайте учителя, способного любить детей и умеющего работать.
    Думаю, что мы еще вернемся к этому вопросу.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за чудесные примеры и пояснения!
    А как ребёнка можно заинтересовать исследовать русский язык? С математикой многое понятно, а вот как замотивировать вникать в грамматику, например?

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо за ответ.
    Первый раз прочитала о том, что не надо давать готовых ответов ребенку у того же Звонкина. Сначала это меня немного обескуражило,но теперь кажется абсолютно логичным.
    Выбирать учителя... Подчас сложно оценить человека за несколько минут общения. Некоторым удается в эти минуты казаться тем, кем на самом деле не является.
    А ошибиться в таком судьбоносном решении очень страшно.

    ОтветитьУдалить