пятница, 2 апреля 2010 г.

Интересные открытия на уроках русского языка

Педагогическая практика накопила множество методических приемов, учебных заданий,  которые могут сделать пребывание детей на уроке русского языка радостным.    Это задания, требующие  хотя бы небольшого самостоятельного поиска или задания, включающие элементы проблемности, будящие мысль ученика.

1.  Это могут быть задания на сравнение. Например, сравните выделенные слова в предложениях:

  • У Кати хорошие игрушки. и
  • Кати шар ко мне!

2. Задание на группировку. Например, распределите слова: пашу, тяну, валю, зацеплю, машу, отпилю, понимаю, брожу, крикну, объявлю, отвечу, выбираю, роняю, встряхиваю, натираю в столбики по спряжениям.

3.  Задание, требующее  самостоятельного поиска. Например, в каждом из слов: хлев, уточка, столб, щель, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк  найдите  спрятавшееся слово и расскажите все, что вы знаете о новой группе слов.  Результаты проведенного исследования над словами могут быть такими:

  • слова, которые спрятались: лев, точка, стол, ель, зуб, оса, рак, пол, дочка, вол,пол;
  • все слова – имена существительные;
  • все слова можно разделить на 2 группы: одушевленные (лев, рак, оса, дочка, вол) и неодушевленные (точка, стол, ель, зуб, пол);
  • все слова можно распределить на три группы: лев, рак, вол, стол, зуб, пол – II скл.; точка, оса, дочка -  I скл.; ель – III скл.;
  • все слова можно распределить по – другому признаку, но на 2 группы. Лев, рак, вол, стол, зуб, пол – существительные мужского рода; оса, дочка, точка, ель – женского рода.

4.  Задание, исследовательского характера, воспитывающее интерес к изучению русского языка, желание самим творить.  Например, спишите, вставив вместо точек пропущенные буквы: Я водяной, я водяной. Никто не води… со мной. Внутри меня води…, и что с таким води…. Укажите все случаи общего и различного у слов водица и водиться. Предполагаемые ответы детей:

общее

  • фонетическая (звуковая) форма слов (в а д и ц ъ);
  • самостоятельные части речи: глагол и существительное.

различное:

  • слова относятся к разным частям речи: водица – имя сущ. ж. рода; водиться – глагол неопределенной формы;
  • морфемный состав и словообразование: вод-иц-а (вод-а); водить-ся (водить);
  • орфографическая (письменная) форма: водица, водиться;
  • синтаксическая функция: Внутри меня водица (подлежащее), и что с таким водиться (сказуемое);
  • лексическое значение: водица – это жидкость, водиться – значит дружить, вместе чем-то заниматься.

Не менее интересно сравнить слова  не водится и водиться. Задания такого вида вырабатывают внимательное отношение к слову, к тончайшим смысловым оттенкам, вносимым в лексическое значение глаголов суффиксами – ся, сь.

5.  Задание, которое  учит  рассматривать ряд объектов под одним углом зрения.  Например, дан текст: Женя с Настей поехали отдыхать к дяде и тете в деревню. До деревни они доехали по железной дороге. От железной дороги доехали на машине. Через неделю дядя отвез их к бабушке. Дом бабушки стоял на берегу реки. По речке плавали утки. Ребята помогали бабушке кормить птиц. Они пололи грядки со свеклой. Часто дети ходили в лес за малиной. Задания:

  • выпишите столбиком в порядке косвенных падежей имена существительные 1-го склонения в единственном числе. Названия падежей надпишите над каждой группой;
  • проверь, правильно ли ты выписал(а) слова. Исправления внеси ручкой другого цвета;
  • если ты правильно выписал(а) существительные в порядке косвенных падежей, подумай, как еще можно сгруппировать существительные 1-го, 2-го и 4-го столбиков, разделив их только на 2 группы.
  • раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.

Решая такого вида грамматические задачи, учащиеся помогают друг другу делать новые интересные открытия и убеждаются, что русский язык интересен, красив и сложен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий