пятница, 16 апреля 2010 г.

Как заложить грамотность, читая с ребенком

Взрослому  человеку бывает с трудом дается точное произношение иноязычного слова, а ребенку легко. Наивысший момент звукового подражания взрослым  у трехлетнего ребенка. Это значит, что мы теряем дорогое время, не обучая орфографическому чтению самых маленьких, начиная с трех лет. Не используем эту временную возможность закладки фундамента  грамотности.  Чаще  дети слушают чтение взрослых. А лучше, если ребенок напрямую включает речевой аппарат и произносит, подражая взрослым.  Если ребенок орфографически повторяет слова  за взрослым, не видя их глазами, он выполняет две работы: усваивает звуковую орфографическую форму слова и совершенствует артикуляционную базу.  Читать можно двумя способами: орфографически и орфоэпически. 

Главная цель орфографического чтения не познавательная, а усвоение звуковой формы слова. Это и выручает ребенка потом.   При  письме текста он будет произносить слова про себя не так как они слышатся, а так как пишутся, орфографически.  При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится четко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти ребенка. Чтение идет не спеша. Вот читаем орфографически стихи:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается – Сейчас я упаду.

Первое слово “идет” произносится так же как и пишется. Но его произнести надо отдельно от второго слова. При обычном  (орфоэпическом) чтении слова сливаются воедино (идетбычок).

А вот третье слово “качается” произносится согласно каждой букве: первый гласный звук “а” не должен редуцироваться в “ы” или подобный звук, а точно звучать “а”. Третий гласный звучит как “е”, а не “и”. А сочетание “тся” не должно переходить в “цца”.

Точно так же читаем слова “вздыхает на ходу”, четко произнося гласный звук “е”, раздельно предлог “на” и гласный звук “о”,  а не “а”. В слове “ходу” дети привыкли произносить “а”.  Тут придется набраться терпения и повторить слово “ходу” несколько раз, и завтра и послезавтра.

Обратите внимание,  какой разлад в произношении и написании в следующих словах: доска (даска), кончается (кынчаицца),   сейчас (сичас). Какая же будет беда, если дети приучатся произносить слова только орфоэпически. Правила не  во всех случаях помогут. И пойдет ребенок кувыркаться, спотыкаться по словам, не зная, в чем его беда.

На первый взгляд, странно выглядит наше чтение.   Это только первое впечатление.  Дети быстро привыкают  к такому произношению.  Это настораживает детей, обостряется их внимание. Вот еще несколько требований к правильному орфографическому чтению:

  • на конце слова согласный  должен звучать четко, как в алфавите, 
  • краткий “й” на конце слова такой четкий как его произносят некоторые дикторы по радио,
  • все служебные слова (предлоги, союзы, частицы) читаются раздельно. Они часто повторяются, и после некоторого времени дети начинают понимать их самостоятельность. Здесь не нужно никаких пояснений, что это за слова. Дети все равно этого не поймут. А практически будет полное естественное усвоение и места и значения этих слов в речи.

Но не любые случаи правописания подвластны орфографическому чтению. Например:

  • правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных,
  • правописание сочетаний “жи, ши, ча, ща, чу, щу”,
  • случаи дефисного написания,
  • правописание разделительного твердого знака и так далее. В подобных случаях надо применять правила, но это потом, когда ребенок хорошо освоит чтение.

   Невозможно орфографическим чтением передать и оттенки живой речи, тем более прямой. Поэтому этот же текст или предложение надо прочитать по-другому, орфоэпически, направляя внимание   на смысл, содержание и чувства, а не на слова, отдельно взятые.  Содержание и чувства  можно передать только орфоэпически, выразительным чтением.  

Я убедительно рекомендую двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое как родителям, так и  учителям. Орфографическое чтение успешно можно проводить на всех уроках: каждый предмет имеет свою специфическую лексику, и ее ребенку надо освоить. Например, сложны в произношении и написании математические термины. Особенно трудны правописания числительных, да и их произношение многих детей ставит в тупик. Повторение ребенком вслед за взрослым, является необходимым условием для успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса.

4 комментария:

  1. Спасибо вам большое за ваши статьи! Хотя дети только в плане, читаю с большим интересом, в будущем пригодиться.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо!
    Говоря словами Б.Заходера,
    "...я
    Лишь бессмысленная болтовня,
    Если
    Читателя нет у меня.
    Ты, мой читатель,
    Душой одарённый, -
    Ты мне нужнее, чем сердце в груди.
    Жду. Приходи."
    Отсутствие обратной связи,конечно, меня беспокоит. Вы прибавили мне оптимизма.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день,
    Попробовал орфографически читать на ночь сказки. Честно говоря, звучит несколько странно, но это может быть только дело привычки. Не совсем понятна граница, до какой степени следует следовать правилам правописания, где остановиться? «молоко», «что», «легко». Эти слова звучат совсем иначе.

    С благодарностью
    Антон

    ОтветитьУдалить
  4. Антон, читать надо двумя видами:орфографически и орфоэпически. Звук - сильнейший информационный сигнал. Хорошо произнесенное слово перенимается ребенком тут же и копируется артикуляцией.Когда ребенок напрямую включает речевой аппарат и произносит услышанное, подражая Вам - идет развитие.
    Главная задача сейчас (я так понимаю Ваш ребенок или дошкольник или 1-2 класс) - произносить слова за Вами. Оставшись в памяти слово будет легко узнаваться при самостоятельном чтении. Оно будет готово к тому, чтобы быть произнесенным, когда ребенок будет осваивать технику чтения.
    Читайте своему малышу любые доступные тексты. Пусть ребенок удивляется вместе с Вами, что слова звучат странно, разделяются паузой. Ведь в обычной речи слова сливаются. Это и есть фундамент будущей орфографии Вашего малыша.
    Как Вы метко выделили слова «молоко», «что», «легко»! Это и есть те самые слова, которые следует много раз произносить орфографически, а иначе как Вы сможете в дальнейшем объяснить малышу правописание этих слов? Что Вам сказать о границах? Все должно быть в удовольствие и легко как ребенку, так и Вам.
    Помните, в школе учили словарные слова? Мука да и только! Вы и зрительно их запоминали, и моторику руки использовали, и пытались логически рассуждать, а артикуляцию и слух меньше.
    Зато теперь Вас не застанут врасплох словарные слова, которые будет учить Ваш ребенок.
    Успехов Вам, Антон и Вашему счастливому малышу.

    ОтветитьУдалить