пятница, 5 марта 2010 г.

Дидактическая игра – средство умственного развития ребенка

К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, а дидактическая игра, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках - средство развития  умственной деятельности.    
В процессе игры учащиеся незаметно для себя, выполняя различные логические операции, сравнивают множества, обобщают, делают  умозаключения, открывают новое для себя, осознают смысл логических связок “если…,то”, “или”, смысл слов “некоторые”, “необходимо”.
Примеры игр и игровых ситуаций, развивающих и мышление, и учебные умения младшего школьника.
Первый пример из серии логических игр: игра “И-ИЛИ”, целью которой является раскрытие смысла логических связей “И” и “ИЛИ”. Для ее проведения каждый играющий должен иметь набор фигур, представленных ниже:
Image1и таблицу из двух кругов, изображенных на бумаге или 2 круга (большой и маленький), образованных с помощью веревочек:
 Image21 задание: расположить фигуры так, чтобы в большом круге были все фигуры одной формы, например квадраты, в меньшем – все фигуры одного цвета, например красные, а вне кругов – все остальные фигуры.                   
2 задание: ответить на вопросы, какие фигуры расположены:
  1. в двух кругах одновременно;
  2. в большем круге, но вне меньшего; 
  3. в меньшем круге, но вне большего;
  4. вне кругов?
Ответы выбираются из следующего перечня:
  • некрасные квадраты;
  • некрасные неквадраты;
  • красные квадраты;
  • красные неквадраты.
Например, для вопроса №1 правильным будет ответ – красные квадраты; для вопроса №2 правильным будет ответ – некрасные квадраты.              
Организация игры.
  1. Для данного расположе­ния фигур дается перечень от­ветов, из которых следует ука­зать номер ответа на каждый   из заданных вопросов.
  2. Для иного расположения фигур ребенку самому надо составить ответы.
В первом и втором случаях вопросы одинаковые. Играть могут двое. Один размещает фигуры, второй отвечает. Делает­ся это поочередно. Правильный ответ —1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов.
Эту игру можно проводить со всеми учащимися класса. Ведущий располагает фигуры. Дети отвечают на те же четыре вопроса, записывая ответы. Затем ведущий может фронтально анализировать ответы или собирает ответы и оценива­ет их. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов.

Второй пример дидактической игры, в основе которой лежит так называемый “Магический квадрат”. В методических пособиях и учебниках предлагаются различные виды работ с занимательными квадратами. К сожалению,  чаще всего учителя,  экономя время урока, не учат детей работать с ними. Между тем, магические квадраты обучают детей различным вычислительным алгоритмам. Задания  каждый учитель может придумать легко, в зависимости от цели урока, например:
Задание №1. Подберите числа, чтобы квадрат стал магическим:
8
7
6
5
правильный ответ:
3 8 7
10 6 2
5 4 9
Задание №2. Используя числа квадрата, составьте из них произведения, один из множителей которых равен 2: (4*2=8, 2*2=4, 3*2=6, 5*2=10).
Задание №3. Какие числа  второго квадрата можно представить в виде произведения двух множителей, один из которых равен 2? (8=4*2, 10=2*5, 6=2*3, 4=2*2,  2=2*1).
Задание №4. При делении каких чисел можно получить второе число верхнего ряда? (16:2=8, 24:3=8, 32:4=8 и т.д.); При делении каких чисел можно получить третье число нижнего ряда?(18:2=9, 81:9=9 и т.д.)
Третий пример игровой ситуации – решение “Круговых примеров”. В данном случае надо подбирать примеры так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Примеры следует писать вперемешку.  Ответ последнего совпадает с началом первого, например: 41-33, 72-9, 63:7, 71-15, 54+17, 9*6, 8*9, 56:8, 7+34. При самостоятельном решении круговые примеры предупреждают учащихся от ошибочных результатов, так как, не получив верного ответа, дети не найдут начало следующего примера. Для большей самостоятельности при выполнении задания эффективнее проводить работу по вариантам:
1 вариант
57:19*26
91-38+15
60:5*6
78:6*7
68:17*15
72-15*1  Ответ последнего (57) совпадает с началом первого примера.
2 вариант
72:24*19

75:5+69 
98:2+23    
57+27:12 
84:6*7    
7*13-16   Ответ последнего (72) совпадает с началом первого примера.
Четвертый пример игровой ситуации - “Задание для товарища”, стимулирующее познавательную и творческую активность учащихся.   Учитель проецирует на доску задания общего характера:
  • Увеличить: в несколько раз, на несколько единиц.
  • Уменьшить: в несколько раз, на несколько единиц.
  • Во сколько раз число больше или меньше?
  • На сколько единиц число больше или меньше?
  • Делимое, делитель, частное.
  • Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
  • Слагаемое, сумма.
  • Множители, произведение.
Ниже записаны числа:
6
7
8
9
12
15
60
48
36
33
66
99
Используя задания – подсказки и числа, учащиеся самостоятельно составляют задание, а затем предлагают его товарищам, например: 
  • число 6 увеличь в 9 раз;
  • во сколько раз 66 больше 33?
  • уменьшаемое 48, разность 12. Найдите вычитаемое и т.д.
Пятый пример игровой ситуации -  организация самостоятельной работы по решению задач   в виде игры. Например,  каждый ученик получает карточку с заданием – задачей. Задача у всех может быть одной и той же, но или степень помощи к ее решению разная (хорошо подготовленный ученик составляет и решает задачу по краткой записи, менее подготовленный  ученик – составляет задачу по краткой записи и заканчивает ее решение) или задания  по одной и той же задаче разные.
Карточка №1. Вставь пропущенные в тексте задачи слова и числа, если данное выражение является её решением:  360 + 360 : 2. “Фермер отправил в магазин ……….. кг малины, вишни ………………….. , а смородины …………………. . Сколько килограмм смородины отправил фермер в магазин?”  Запиши решение задачи по действиям с пояснением.
Карточка №2. Вставь пропущенные в тексте задачи слова и числа, если данное выражение является её решением:  360 + 360 : 2. “Фермер отправил в магазин ……….. кг малины, вишни ………………….. , а смородины …………………. . Сколько килограмм смородины отправил фермер в магазин?” Запиши другие вопросы, на которые можно ответить, используя условие задачи. Покажи решение.
Карточка №3. Вставь пропущенные в тексте задачи слова и числа, если данное выражение является её решением:  360 + 360 : 2. “Фермер отправил в магазин ……….. кг малины, вишни ………………….. , а смородины …………………. . Сколько килограмм смородины отправил фермер в магазин?”  Начерти схему, соответствующую условию задачи.   Запиши, пользуясь схемой, пояснение к выражению:
360 • 2 + 180 • 2.
Дидактические игры, кроме решения учебных задач, способствуют  воспитанию граждан, способных думать, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора, при этом духовно богатых и нравственных.  Игры важны и для развития мышления. Например, математическое мышление -  это не только цифры, это еще и абстрактное мышление, это умение просчитывать ситуацию  "Математика. Считаем уверенно" А.Е. Соболева, Е.Е. Печак
  Однако, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития и обучения. Поэтому при проведении дидактических игр на уроке необходимо продумывать следующие вопросы:
  1. Цели игры: дидактическая (какие умения и навыки формируются в процессе игры по предмету); развивающая (развитие логического и математического мышления, развитие качеств ума); воспитательная (воспитание волевых качеств, взаимопомощи, доверия друг другу, дружбы, чувства товарищества, умение подчинять свои личные интересы интересам группы).
  2. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  3. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию. 
  4. Знакомство с правилами игры в минимально короткий срок, при чем, правила должны быть простыми и четко сформулированными.
  5. Игра интересна только в том случае, если в ней принимает активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
  6. Организация детей (соревнование отдельных учеников, команд, участие всего класса).
  7. Подведение итогов игры должно быть четким и справедливым.
Хорошая игра похожа на хорошую работу, писал А.С.Макаренко. 

4 комментария:

  1. "Задача у всех может быть одной и той же, но или степень помощи к ее решению разная (хорошо подготовленный ученик составляет и решает задачу по краткой записи, менее подготовленный ученик – составляет задачу по краткой записи и заканчивает ее решение)"
    Мне не очень понятна разница между подготовленным и менее подготовленным учеником. Что значит "заканчивает решение" в случае менее подготовленного ученика?

    ОтветитьУдалить
  2. "Заканчивает решение" в данном случае имеется ввиду, что начало решения задачи дано. Частичное решение задачи - это и есть дополнительная помощь менее подготовленному ученику для составления текста задачи по краткой записи и ее решения. Ученик выполняет последние одно-два действия. Стоило было бы мне конкретизировать различные виды помощи при решении задач.
    Спасибо, Илья.

    ОтветитьУдалить
  3. По-моему вместо "1. в двух квадратах одновременно;" должно быть "1. в двух кругах одновременно;"

    ОтветитьУдалить
  4. Конечно, "в двух кругах" Спасибо!

    ОтветитьУдалить