суббота, 13 февраля 2010 г.

Как повысить скорость письма?

“Можно ли повысить скорость письма младшего школьника?”- спрашивает начинающий учитель.  Можно.

Есть хороший метод обучения письму (по .Н.Потаповой), но  для его  применения нужны пособия.

Главный резерв скорости письма – высота букв. Эту идею в 80-е годы я нашла в журнале “Народное образование”. Педагог-исследователь В.Н.Зайцев изучал образцы почерка детей и замерял скорость письма. В результате сделал вывод, что главный фактор, влияющий на скорость письма – высота букв.

В моей практике его идея оказалась работоспособной. Как я работала над   красотой и быстротой письма?  На уроках во 2-ом классе и в 1-ом полугодии 3-го класса, я учила детей  контролировать себя, опираясь на образцы с пяти-четырехмиллиметровыми буквами:

image

Инструкция позволяет уменьшить высоту букв до трех миллиметров. Это сложная работа, требующая специальных упражнений. Приведу наиболее эффективные приемы работы, используемые мною. Например:

  • ежедневное прописывание учителем в тетради ребенка наклонных линий (букв, слов), соответствующей высоты;
  • ежедневная корректировка учителем, написанного  в тетради при ее проверке, и анализ на уроке;
  • самоконтроль ребенка написанного им  слова (предложения) с помощью специальной “контрольки”, так мы называли прозрачную  карточку с образцом высоты прописных и строчных букв, заготовленную мною для каждого ребенка.  Ученик накладывал прозрачную карточку на свой текст и сверял высоту, наклон букв, пробел между буквами и словами;
  • ежедневные трехминутные упражнения по быстрому переписыванию текстов с письменного образца или книги (печатного текста); 
  • ежедневная работа  в классе и дома с текстами-образцами, где высота букв три миллиметра:

image  Уменьшение высоты букв сокращает линию обводки букв более чем в полтора раза, и соответственно увеличивается скорость письма. 

Второй значимый резерв увеличения скорости письма – цвет пасты. “При использовании бледной пасты скорость письма снижается примерно на 15% из-за большого утомления глаз”- отмечает Зайцев В.Н.

Умение писать – одно из важных умений, от которого зависит успешность обучения. Книга "Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности" М.Безруких состоит из 10 занятий , которые помогут взрослым научить ребенка писать красиво и правильно.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте Алевтина Федоровна, замечательная статья!!)) Курлович А.

    ОтветитьУдалить
  2. Лично я как-то автоматически понизил высоту букв (ну и ширину, возможно, тоже) до примерно 5мм для заглавной буквы — учителя очень много жаловались на очень мелкий текст и трудность с их зрением его прочитать, хотя почерк был достаточно разборчивым (стоит только вспомнить пример с тем, когда ученик не мог разобрать свой собственный текст!)
    Причина для таких мелких букв была достаточно банальна и заключалась вовсе не в скорости написания (в школе это было не так важно), а попросту в лени далеко ездить шариковой ручкой. :)

    И кстати, я считаю, что преподаваемый в школе письма диапазон между буквами неверный, попробуйте написать слово "лишишь" образцовым почерком и дать его кому-нибудь прочитать, особенно иностранцу.

    ОтветитьУдалить
  3. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Они достаточно сложны, их формирование происходит медленно, в течение многих лет.
    Первые два года обучения в школе не приобретаются ни уверенность в письме, ни беглость. Первоначально устанавливаются только связи между зрительным и мускульным контролем движения руки, на основе этого и происходят качественные изменения письма:
    - точное воспроизведение образа буквы, буквосочетаний;
    - изменяется характер движений руки в процессе письма: рука привыкает к совершению наиболее удобных и экономичных движений;
    - письмо становится более ритмичными,плавным, быстрым.
    Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности
    человека.
    Скорость Вашего письма увеличилась, думаю, не из-за "лени далеко ездить шариковой ручкой".

    ОтветитьУдалить
  4. Ну конечно, это у меня произошло не в начальной школе, а гораздо позже. Но писать по-старому мне стало уже невмоготу и, по ощущениям, именно потому, что надо выводить такие большие буквы.

    Вот, кстати, вспомнилась одна картинка на тему образцового письма: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//48/582/48582318_russian_cursive.jpg

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемый Quark Fusion, для человека который хорошо разбирается в педагогике, вы пишите ничем не обоснованные опровержения, основываясь лишь на доказательствах таких, как личные воспоминания сознательного возраста, но вы почему то не задумываетесь как формировались те или иные процессы в том возрасте, о котором вы мало что помните. Ведь формирование письменных умений начинается ещё в дошкольном возрасте, и если вы делаете подобные выводы, значит у вас такие умения, а впоследствии навыки, были неправильно сформированны. Таким образом, создаётся впечатление, что вы хотите сам себе доказать что ваша точка зрения единственно правильная, и другие теории не имеют места. Считаю, что прежде чем опровергнуть чью - либо теорию нужно постараться вникнуть в неё, проанализировать, соотнести не только с личным опытом и лишь потом делать какое - либо заключение. Уверена, что после переосмысления ваша точка зрения измениться.

    ОтветитьУдалить
  6. Единственное моё опровержение тут, что отступ между буквами равен отступу между вершинами букв "и" и "ш" — посмотрите картинку.

    Если очень постараться, то можно вполне верно прочитатать "домика" как "долшка" на первой картинке в этой заметки.


    Вроде я нигде не говорил, что учить писать высоко это плохо или сказал? Укажите конкретное место, где я и что я опровергаю.

    ОтветитьУдалить
  7. "Лично я как-то автоматически понизил высоту букв" - в каждом вашем коментарии, касательно не только этой статьи, вы говорите что у вас всё произошло само собой, тем самым, как будто хотите сказать, что дети не нуждаются в подобной помощи учителя, что говорит о бесполезности того, или иного метода обучения. Поэтому я порекомендовала не опираться только на те воспоминания, которые вы хорошо и чётко помните, ведь многое что было в начальных классах мы забываем или не так интерпритируем.

    ОтветитьУдалить
  8. Нет, как раз всё наоборот — меня этому не учили, так что я дошёл до этого позже, но мало того, ещё и ругали за это. Если высокие буквы действительно требуются для правильного формирования первичных навыков, то детей нужно переводить на низкие как можно скорее, а не бросать обучение. Ну и не ругать за мелкий почерк из-за своего плохого зрения. Главное, чтобы он был разборчивый.

    Автор пишет, что метод был опубликован во вроде-как массовом журнале еще в 80 году. В школу я пошёл через 10 лет — не помню, чтобы у нас был такой метод. Тетради для письма предполагали высокие буквы, тогда как низкие прекрасно в клеточку умещаются. Что ещё характерно, в примере ширина букв не изменена — у меня изменена и она.

    ОтветитьУдалить
  9. Подскажите пожаалуйста! Ребенок учится во вотором классе, развитие абсолюто нормальное, но пишет медленне своих одноклассников! Причем намного. Какие упражнение будут эффективны?

    ОтветитьУдалить
  10. Очень даже понимаю Вас и Ваше беспокойство по поводу медленного письма ребенка. Простите, что не сразу откликнулась. Появилось время, и решила подробнее рассказать в очередной заметке, читайте "Готовим пальчики малыша к письму".
    С подобными трудностями сталкиваются чаще очень ответственные, старательные дети, которые стремятся контролировать и правильность посадки, и правильное обращение с ручкой, и правильное положение тетради, и правильное изображение букв, одинаковый размер слов на рабочей строке, правильность письма, а координация движения руки при письме слабая.
    Это может быть жесткая фиксация кисти руки, т.е. ребенок поворачивает лист бумаги при рисовании, или рисует круг в несколько приемов, передвигая руку и т.д. В этом случае тренируйтесь в обводке или рисовании крупных фигур на альбомном листе.
    Важно, что Вы не равнодушны. Впереди лето, времени больше - завязывайте узелки, нанизывайте бусы на ниточки, штрихуйте, режьте ножницами по контуру, разминайте тесто, вышивайте и так далее.
    Успехов Вам в третьем классе!

    ОтветитьУдалить