вторник, 25 мая 2010 г.

О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма

Под каллиграфией в школьной практике понимают  искусство писать  четким и красивым почерком.  Наблюдения  показывают, что сегодня выработке каллиграфического почерка  учителя стали уделять все меньше и меньше внимания.  С одной стороны это и объяснимо: сложность процесса формирования графического навыка, большой объем изучаемого материала на уроке, да и умение пользоваться письменным рукописным способом  общения  не является сегодня исключительно важным.  С другой стороны – степень владения техникой письма (каллиграфией) в некоторых случаях  оказывает влияние на грамотность. Например, замечено, что:

  • При крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.
  • Нечет­кое или неправильное изображение формы букв, их соедине­ний, небрежная запись слов, в целом тексте приводит к ошибкам типа: потенул (потянул),  Олога (Ольга).
  • Появление лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна является  результатом механического закреп­ления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти уча­щихся и сохраняется в их письме на определенное время.
  • При ускоренном письме часто наблюда­ются замены, искажения букв. И. Н. Садовникова, исследовав­шая причины нарушения письменной речи у младших школь­ников, объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд  схожи; а буквы - оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь  схожи  в движениях руки при их записи.   В этих буквах совпадает начертание первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р).
  • Слишком медленное  письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)д, ж(у)к, каш(а),б(е)лка) или   согласных при стечении (например, вс(т)реча, лам(п)а). 

  Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например, записывая слово маки, ученик мысленно проговаривает первый слог ма, рука успевает записать только букву м; ученик, не ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает второй слог – ки, и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу воспроизводить новый слог, появляется запись мки. Вот почему  надо “Готовить пальчики малыша к письму” .

По И. М. Дьяконову  “Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных образов”. Под начерта­тельными обозначениями обычно понимаются буквы, объединение которых в слоги и слова  регулируется специальными пра­вилами каллиграфии и орфографии.  Отсюда взаимосвязь каллиграфии и грамотности.

Считаю, что, уделяя  больше внимания  каллиграфии  (четкости начертания букв, правильности их соединения, разборчивости письма)   в начальной школе,  мы обеспечиваем условия  для  выработки грамотного письма в дальнейшем. 

С глубоким уважением ко всем,  кто   думает иначе.

понедельник, 17 мая 2010 г.

Готовим пальчики малыша к письму

Труднее всего первоклашке, да и второклашке приходится на уроках русского языка, потому, что процесс письма для малыша  очень сложен из-за неготовности руки к письму.  “Можно ли помочь ребенку?”— задают справедливый вопрос родители  в комментариях к заметке “Как повысить скорость письма?” .

Согласно данным психологов и физиологов трудности при овладении техникой письма объясняются:

  • слабо развитыми  мышцами пальчиков и кистей рук,
  • недостаточностью развития мышц предплечья и плечевой части пишущей руки,
  • несовершенной координацией движений пальцев,
  • отставанием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо),
  • слабой ориентацией в пространстве и на плоскости,
  • незаконченностью окостенения запястий и фаланг пальцев: рука быстро утомляется, ребенок  устает. 

Как развить мелкую мускулатуру руки

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу: захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж пальчиков, рисование каракулей, резание ножницами, занятия на домашних снарядах (кольца, перекладина) и многое-многое другое. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — это лепка из пластилина, теста, глины.

Для укрепления двигательного аппарата пишущей руки можно предлагать детям штриховку, раскрашивание рисунков. Выполнение штриховки, развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Постепенное развитие  и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки будет эффективным, если давать разного вида штриховки:

  • короткими частыми штрихами,
  • мелкими штрихами с возвратом,
  • длинными параллельными отрезками,
  • круговую штриховку от центра рисунка.

При штриховке рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме.  Поскольку  усталости он не чувствует, то родители могут учить ребенка сосредотачиваться на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования:  на посадку ребенка, на положение рук, на положение кисти пишущей руки, на положение листа бумаги, на положение карандаша, на правила пользования карандашом (ручкой, кистью).  Соблюдение этих правил в дальнейшем поможет ребенку преодолеть трудности технической стороны письма. 

На развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки можно предлагать такое упражнение. Например, начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). Дайте ребенку простой мягкий карандаш  и попросите в этих квадратах поставить по всей площади как можно больше точек. При чем, точки стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их подсчитать.  Работает ребенок в максимальном темпе  30 секунд, через каждые 3 секунды   переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.  Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости кисти руки. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.

На развитие согласованности действий глаз и рук. Ребенку в процессе учебы  придется  одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать задание.  Это очень сложный вид учебной деятельности.  Внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Отсюда проблемы при списывании или срисовывании. Им легче рисовать (писать) по памяти, чем с натуры. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.   Для развития у ребенка умения   ориентироваться в своей работе на образец, нарисуйте на листе бумаги, постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать.  Упражнения такого вида развивают не только тонкую моторику руки, но и  произвольное внимание,  пространственное восприятие.

Для тренировки пальчиков можно выполнять, так называемые графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки.  Например, ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки, точно попадая в мишени. Можно пройти по узкому лабиринту и выйти из него, не задевая стен; провести свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель; найти выход из пещеры; проследить путь бабочки.   Старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.  Этой же цели служит пальчиковая гимнастика:

  • "Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • "Человечек" — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки  "бегают" по столу.
  • "Слоненок" (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) "идет" по столу.

Итак, развитие пальцев и кистей рук  процесс длительный, да и не из легких, но помочь ручкам малыша можно. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, а карандашом и кистью,   как правило, еще не владеет. Дальнейшее формирование двигательных навыков  будет проходить интенсивнее, если ребенок будет иметь возможность подражать взрослому и слушать объяснения мамы и папы.

Терпения и успехов вам и вашему малышу!

пятница, 30 апреля 2010 г.

Перфокарты как источник повышения эффективности урока

В помощь молодому учителю о несправедливо забытых перфокартах.

Что такое перфокарта?

Появились и широко использовались  перфокарты в традиционной системе обучения. Однако и сегодня они не утратили свою значимость и актуальность  на любом уроке.  Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы.

DSC_3106

Содержание и применение перфокарт

Содержание может быть любым в зависимости от того с какой целью они будут использоваться, от содержания и сложности отрабатываемого материала, от возраста учеников.  Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует  задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы. Например, для работы по перфокарте, расположенной на фотографии в верхнем левом углу, учитель может продиктовать по 5 слов на правописание каждой из парных согласных. Перфокарту, расположенную внизу по центру, можно  использовать на любом уроке, давая до 11 заданий по каждой группе (А,Б,В). После проверки выполненных работ  полоска бумаги убирается, вместо нее вставляется, чистая для   использования другими детьми.  

Все перфокарты легки в изготовлении и в применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от   творчества учителя.  

Функциональная значимость перфокарт

Чем чаще ученик отвечает на уроке, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик ушел с урока не замеченным учителем, у него сначала возникает ощущение, что он напрасно готовился к уроку, а потом равнодушие к школе. Умелое использование перфокарт и является одним из проверенных источников  повышения эффективности урока, это:

  • активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания;
  • развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;
  • развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции;
  • повышения познавательного интереса.

Перфокарты помогают  развивать математическую  и орфографическую зоркость,  закреплять пройденный материал (взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий; свойства остатка при делении, безударные падежные окончания), формировать представление о задаче и форме записи ее решения, учить взаимопроверке и оценке товарища, быстро  проверить качество усвоенного.

Детям нравится работать по перфокартам. Они воспринимают работу с ними как игру, которую можно быстро выполнить, да еще и обязательно получить  качественную оценку учителя. 

Есть и другие, более сложные виды перфокарт, но о них в следующей заметке.

воскресенье, 25 апреля 2010 г.

Обучение чтению. С чего начать?

С любовью моему  внуку, Тимофею!

Ваш ребенок уже спрашивает название той или иной буквы,  берет в руку карандаш и, подражая Вам начинает писать? Восторженно произносит: “Мама, я пишу!”. Можно начинать ненавязчиво, по две-три минуты, развивать в ребенке умение трудиться умственно: учиться слушать и произносить слова и  звуки, учиться наблюдать за положением губ, язычка и  делать выводы, почему одна и та же буква “Л” обозначает разные звуки, то мягкий звук, то твердый.

Знакомство со звуками имеет прямое отношение к чтению.  Развивайте его слух, артикуляционный аппарат  в совместных мини-занятиях.  Учиться слышать слова и звуки, наблюдая при этом положение  губ, ребенку лучше перед зеркалом.

Подготовка ребенка к обучению чтению “Знакомство со звуками”

  • Пропойте гласную а-а-а-а-а-а-а-а-а, широко открывая рот, а потом гласную у-у-у-у-у-у-у, вытягивая губы трубочкой, а потом гласную ы-ы-ы-ы-ы-ы и так далее. Каждый раз сравнивайте положение губ.
  • Прорычите согласную р-р-р-р-р (заводим  мотор в грузовом автомобиле), рь-рь-рь-рь (заводим мотор в легковом автомобиле), просвистите согласную с-с-с-с, прошипите ш-ш-ш-ш-ш. Наблюдайте с ребенком над положением губ и язычка.
  • Попробуйте с ребенком безотрывно пропеть, наблюдая за положением губ:      а – о – у – ы – э;     я – е – ю – и – е. 
  • Помогите ребенку найти разницу в произношении слов :  сам и сом, дым и дом,  мышка и мишка,  парта и карта и так далее.

  Словесные игры и упражнения

  • Играем “Скажи как я”. Вы бросаете мяч ребенку, называя слова с интонационным выделением любого из согласных звуков (горка, машинка, краски, кубик) Ребенок, бросая мяч назад, должен повторить слово так, как вы его произнесли.
  • Играем в “Магазин”. Пусть ребенок представит, что пошел в магазин за покупками. Купить он должен только те покупки, в названиях которых есть звук [с]. Ребенок называет покупки: сметана, совок, сыр, краски… .

Обучение ребенка приему слияния согласных с гласными

После того как научились читать буквы, (согласные и гласные) можно приступить к строению слогов-слияний, пока открытых (му, мы, ми, мо, рэ, ти).  Приведу примерный алгоритм технологии обучения слиянию гласного и согласного звуков.

Обучающий

Как мычит корова?

Ребенок

МУУУ

Обучающий

Сколько звуков в слове МУУ ?

Ребенок

Два

Обучающий

Как мы говорим МУ: сразу или два звука отдельноМ, У ?  Посмотри в зеркало.

Ребенок

Тянет ММУУУ и смотрит в зеркало. МУ – сразу.

Обучающий

Как интересно: звука два, а говорим сразу.
Давай только приготовимся говорить МУ и помолчим. (Перед зеркалом оба вытягивают сжатые губы трубочкой, рот закрыт).

Смотри, ничего не сказали, а губы показывают МУ.
Для М губы сжаты, для У вытянуты трубочкой, держи МУ. (Ребенок молча держит позицию МУ, глядя в зеркало).

Мы приготовились для произношения двух звуков, скажем вслух вместе МУУУ!

Посмотри, что я хочу сказать.
(Приготовимся  молча на слог
МИ перед зеркалом: губы сжаты, рот растянут в “улыбочку” неподвижно. Ребенок подражает. 

Теперь ты приготовься произнести МИ (ребенок готовится перед зеркалом). Скажем вместе сразу МИ -  МЫ.

Вот так и нужно читать: смотри на буквы (ставит буквы М,У), приготовь губы и читай сразу МУ.
Читай (ставит МИ). Ребенок читает МИ.

Таким  же образом с помощью обучающего ребенок читает МО, МЫ, МИ, затем по аналогии – НУ, НИ, НО…  Обучающий следит, чтобы ребенок читал сразу слог, а не по буквам. Надо помнить: «Смотри на две буквы и читай сразу слог».

Чтение слогов-слияний

  • Строим слоги-слияния (открытые) с помощью подстановки согласной Н к гласным и делаем вывод, как произносится согласная перед гласной I ряда (а, о, у, ы, э) и как перед гласной II ряда (я, е, ю, и, е).
  • Читаем открытые слоги-слияния:  ШУ, ТО, ДЫ, ЗЮ… .
  • Читаем закрытые слоги-слияния: НОС, ШАР, ХОР, СОР… .
  • Читаем слоги с сочетанием согласных: СНУ, ГРО,СТО… . 
  • Читаем слоги с разделительным мягким знаком: ЛЬЮ, ПЬЮ, МЬЯ… .  

 Только важно не торопить, не подгонять ребенка. Каждый идет по жизни со своей скоростью. И у каждого свой срок дорастания до понимания и умения. Один пусть и старше,  а схватывает медленнее, зато усваивает все прочно и надолго. Другой младше, а сообразительнее, бойчее (хотя бывает: в одно ухо влетело, из другого вылетело).

Никогда не сердитесь и не упрекайте ребенка за неправильно выполненное задание. Не заставляйте заниматься ребенка насильно. Лучше отложите на время, подождите, пока у него возникнет интерес или постарайтесь его вызвать.

Учите с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию. Что бы вы ни делали не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно.

Желаю успехов Вам и Вашему малышу!

пятница, 16 апреля 2010 г.

Как заложить грамотность, читая с ребенком

Взрослому  человеку бывает с трудом дается точное произношение иноязычного слова, а ребенку легко. Наивысший момент звукового подражания взрослым  у трехлетнего ребенка. Это значит, что мы теряем дорогое время, не обучая орфографическому чтению самых маленьких, начиная с трех лет. Не используем эту временную возможность закладки фундамента  грамотности.  Чаще  дети слушают чтение взрослых. А лучше, если ребенок напрямую включает речевой аппарат и произносит, подражая взрослым.  Если ребенок орфографически повторяет слова  за взрослым, не видя их глазами, он выполняет две работы: усваивает звуковую орфографическую форму слова и совершенствует артикуляционную базу.  Читать можно двумя способами: орфографически и орфоэпически. 

Главная цель орфографического чтения не познавательная, а усвоение звуковой формы слова. Это и выручает ребенка потом.   При  письме текста он будет произносить слова про себя не так как они слышатся, а так как пишутся, орфографически.  При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится четко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти ребенка. Чтение идет не спеша. Вот читаем орфографически стихи:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается – Сейчас я упаду.

Первое слово “идет” произносится так же как и пишется. Но его произнести надо отдельно от второго слова. При обычном  (орфоэпическом) чтении слова сливаются воедино (идетбычок).

А вот третье слово “качается” произносится согласно каждой букве: первый гласный звук “а” не должен редуцироваться в “ы” или подобный звук, а точно звучать “а”. Третий гласный звучит как “е”, а не “и”. А сочетание “тся” не должно переходить в “цца”.

Точно так же читаем слова “вздыхает на ходу”, четко произнося гласный звук “е”, раздельно предлог “на” и гласный звук “о”,  а не “а”. В слове “ходу” дети привыкли произносить “а”.  Тут придется набраться терпения и повторить слово “ходу” несколько раз, и завтра и послезавтра.

Обратите внимание,  какой разлад в произношении и написании в следующих словах: доска (даска), кончается (кынчаицца),   сейчас (сичас). Какая же будет беда, если дети приучатся произносить слова только орфоэпически. Правила не  во всех случаях помогут. И пойдет ребенок кувыркаться, спотыкаться по словам, не зная, в чем его беда.

На первый взгляд, странно выглядит наше чтение.   Это только первое впечатление.  Дети быстро привыкают  к такому произношению.  Это настораживает детей, обостряется их внимание. Вот еще несколько требований к правильному орфографическому чтению:

  • на конце слова согласный  должен звучать четко, как в алфавите, 
  • краткий “й” на конце слова такой четкий как его произносят некоторые дикторы по радио,
  • все служебные слова (предлоги, союзы, частицы) читаются раздельно. Они часто повторяются, и после некоторого времени дети начинают понимать их самостоятельность. Здесь не нужно никаких пояснений, что это за слова. Дети все равно этого не поймут. А практически будет полное естественное усвоение и места и значения этих слов в речи.

Но не любые случаи правописания подвластны орфографическому чтению. Например:

  • правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных,
  • правописание сочетаний “жи, ши, ча, ща, чу, щу”,
  • случаи дефисного написания,
  • правописание разделительного твердого знака и так далее. В подобных случаях надо применять правила, но это потом, когда ребенок хорошо освоит чтение.

   Невозможно орфографическим чтением передать и оттенки живой речи, тем более прямой. Поэтому этот же текст или предложение надо прочитать по-другому, орфоэпически, направляя внимание   на смысл, содержание и чувства, а не на слова, отдельно взятые.  Содержание и чувства  можно передать только орфоэпически, выразительным чтением.  

Я убедительно рекомендую двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое как родителям, так и  учителям. Орфографическое чтение успешно можно проводить на всех уроках: каждый предмет имеет свою специфическую лексику, и ее ребенку надо освоить. Например, сложны в произношении и написании математические термины. Особенно трудны правописания числительных, да и их произношение многих детей ставит в тупик. Повторение ребенком вслед за взрослым, является необходимым условием для успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса.

пятница, 9 апреля 2010 г.

Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое.

 Произношение в русском языке часто не совпадает с написанием – и это одна из причин допускаемых детьми ошибок при письме.

Одно и то же слово может быть произнесено по-разному: орфографически и орфоэпически, то есть так мы пишем, и так, как мы говорим. Например, “помог ему”  орфографически будет произнесено так же как и написано “помог ему”. Орфоэпически в литературном языке  это же слово  произносится приблизительно так: “памок йиму”. Приблизительно потому, что произношение отдельных звуков в слове деформировано, и трудно уловить, какой на самом деле звук. 

При орфографическом чтении темп замедлен, артикуляция работает с напряжением, четко произносится каждый звук в слове.    Этот вид чтения мы все прошли, обучаясь чтению и  сопровождая шептанием про себя написание  слов и предложений.

При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства. Слова  сливаются, отдельные звуки в словах неясны, нечетки, только ударный слог выделяется на фоне безударных. Скорость высокая, что немаловажно для передачи информации. К такой речи мы привыкли, она удовлетворяет нас в устном общении. К сожалению, орфоэпическое (выразительное) чтение – не помощник ребенку  при диктанте и даже списывании готового текста. В заметке “Писать грамотно - не легко!” я называла одну из причин, допускаемых детьми ошибок при письме – неумение различать отдельные звуки, очередность звуков в слове.  Так вот орфографическое чтение как раз и  направлено на запоминание состава звуков в  слове, на запоминание их  последовательности, то есть на предупреждение пропуска и замены букв в словах при диктанте и списывании готовых текстов. 

Тем более, практика показывает, что дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее и обычным, орфоэпическим чтением. Значит, если мы научим ребенка читать орфографически, нам надо будет соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала?  Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка. Но этот же текст или слово надо прочитать и по-другому, орфоэпически. Дети принимают это легко, как само собою разумеющееся:

  • раз будешь писать – читай так, как пишешь;
  • будешь слушать – читай по-другому, выразительно, орфоэпически.

  “А как же правила?” – скажете вы. Правила – это теоретическая часть правописания, их  применение необходимо. Но если перед написанием слово не будет произнесено орфографически, то часто не поможет ни шрифт, ни его размер, ни цвет букв, ни само знание правила. Хотя все это имеет значение. 

Моторика, то есть движение руки, тоже не самое главное, что влияет на орфографию. Рука фиксирует уже готовое, приобретенное произношением. Поэтому дети, умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее. Важнейшим из всех рецепторов, информаторов сигналов является звук. Хорошо произнесенное слово перенимается слушателем тут же и копируется артикуляцией. Это самое экономное средство обучения грамотному письму. Звуковая графическая форма слова навсегда остается в памяти, если слово повторено многократно.

Это я постаралась дать понятие двух видов чтения: орфографического и орфоэпического.  В следующий раз рассмотрим  как обучать орфографическому чтению, поскольку  два вида чтения, как видим,  не мешают друг другу, а помогают одно другому.

пятница, 2 апреля 2010 г.

Интересные открытия на уроках русского языка

Педагогическая практика накопила множество методических приемов, учебных заданий,  которые могут сделать пребывание детей на уроке русского языка радостным.    Это задания, требующие  хотя бы небольшого самостоятельного поиска или задания, включающие элементы проблемности, будящие мысль ученика.

1.  Это могут быть задания на сравнение. Например, сравните выделенные слова в предложениях:

  • У Кати хорошие игрушки. и
  • Кати шар ко мне!

2. Задание на группировку. Например, распределите слова: пашу, тяну, валю, зацеплю, машу, отпилю, понимаю, брожу, крикну, объявлю, отвечу, выбираю, роняю, встряхиваю, натираю в столбики по спряжениям.

3.  Задание, требующее  самостоятельного поиска. Например, в каждом из слов: хлев, уточка, столб, щель, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк  найдите  спрятавшееся слово и расскажите все, что вы знаете о новой группе слов.  Результаты проведенного исследования над словами могут быть такими:

  • слова, которые спрятались: лев, точка, стол, ель, зуб, оса, рак, пол, дочка, вол,пол;
  • все слова – имена существительные;
  • все слова можно разделить на 2 группы: одушевленные (лев, рак, оса, дочка, вол) и неодушевленные (точка, стол, ель, зуб, пол);
  • все слова можно распределить на три группы: лев, рак, вол, стол, зуб, пол – II скл.; точка, оса, дочка -  I скл.; ель – III скл.;
  • все слова можно распределить по – другому признаку, но на 2 группы. Лев, рак, вол, стол, зуб, пол – существительные мужского рода; оса, дочка, точка, ель – женского рода.

4.  Задание, исследовательского характера, воспитывающее интерес к изучению русского языка, желание самим творить.  Например, спишите, вставив вместо точек пропущенные буквы: Я водяной, я водяной. Никто не води… со мной. Внутри меня води…, и что с таким води…. Укажите все случаи общего и различного у слов водица и водиться. Предполагаемые ответы детей:

общее

  • фонетическая (звуковая) форма слов (в а д и ц ъ);
  • самостоятельные части речи: глагол и существительное.

различное:

  • слова относятся к разным частям речи: водица – имя сущ. ж. рода; водиться – глагол неопределенной формы;
  • морфемный состав и словообразование: вод-иц-а (вод-а); водить-ся (водить);
  • орфографическая (письменная) форма: водица, водиться;
  • синтаксическая функция: Внутри меня водица (подлежащее), и что с таким водиться (сказуемое);
  • лексическое значение: водица – это жидкость, водиться – значит дружить, вместе чем-то заниматься.

Не менее интересно сравнить слова  не водится и водиться. Задания такого вида вырабатывают внимательное отношение к слову, к тончайшим смысловым оттенкам, вносимым в лексическое значение глаголов суффиксами – ся, сь.

5.  Задание, которое  учит  рассматривать ряд объектов под одним углом зрения.  Например, дан текст: Женя с Настей поехали отдыхать к дяде и тете в деревню. До деревни они доехали по железной дороге. От железной дороги доехали на машине. Через неделю дядя отвез их к бабушке. Дом бабушки стоял на берегу реки. По речке плавали утки. Ребята помогали бабушке кормить птиц. Они пололи грядки со свеклой. Часто дети ходили в лес за малиной. Задания:

  • выпишите столбиком в порядке косвенных падежей имена существительные 1-го склонения в единственном числе. Названия падежей надпишите над каждой группой;
  • проверь, правильно ли ты выписал(а) слова. Исправления внеси ручкой другого цвета;
  • если ты правильно выписал(а) существительные в порядке косвенных падежей, подумай, как еще можно сгруппировать существительные 1-го, 2-го и 4-го столбиков, разделив их только на 2 группы.
  • раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.

Решая такого вида грамматические задачи, учащиеся помогают друг другу делать новые интересные открытия и убеждаются, что русский язык интересен, красив и сложен.